В преддверии внесения Владимиром Путиным в Госдуму проекта амнистии к 20-летию Конституции российские власти устами силовиков дали понять, что Михаил Ходорковский и глава МФО «Менатеп» Платон Лебедев не только не попадут под эту амнистию, но и, вероятно, не выйдут на свободу в следующем году.
В пятницу они заявили о расследовании новых уголовных дел в отношении экс-главы ЮКОСа.
Замгенпрокурора РФ Александр Звягинцев в интервью «Интерфаксу», сообщил, что в отношении Ходорковского «и ряда других лиц расследуется несколько уголовных дел, которые имеют хорошую судебную перспективу».
В тот же день источник «того же агентства» в неназванном ведомстве рассказал о некоем деле «по отмыванию за рубежом более 10 миллиардов долларов, похищенных экс-главой НК ЮКОС Михаилом Ходорковским и другими лицами».
По словам неназванного собеседника, следствие расследует факты возможного использования этих «легализованных средств для изменения российского законодательства».
Источник указал, что по всем этим фактам возбуждены и расследуются несколько уголовных дел, которые выделены из так называемого большого дела ЮКОСа, возбужденного еще в 2003 году.
«Процессуальный статус Ходорковского по этим делам пока не определен, и он не проходит по ним ни в качестве обвиняемого, ни в качестве подозреваемого, но все это вопрос времени», — заверил источник «Интерфакса».
Вероятно, силовики намекают на так называемое дело экспертов, которые работали над либерализацией Уголовного кодекса в 2010 году в рамках реформ президента Дмитрия Медведева. Также следователей интересовал вопрос об источниках финансирования общественной экспертизы по второму «делу ЮКОСа», которую по поручению совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ) группа независимых общественных экспертов проводила в 2011–2012 годах.
В апреле прошлого года официальный представитель СК Владимир Маркин прямо заявил, что «возглавляемые членами президентского совета правозащитные организации (проводившие общественную экспертизу второго «дела ЮКОСа». — «Газета.Ru») финансировались Михаилом Ходорковским».
В ходе расследования СК с конца 2012 года были допрошены экс-глава президентского совета по правам человека Элла Памфилова, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова, бывший член СПЧ, ректор РЭШ Сергей Гуриев, который позднее эмигрировал в Париж.
В 2012–2013 годах проводились обыски у некоторых экспертов, в том числе в Высшей школе экономики, в Центре правовых и экономических исследований.
Как ранее рассказывала «Газете.Ru» председатель движения «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева, в СК ей задавали вопросы об участии в рабочих группах по либерализации законодательства и подготовке проекта амнистии для предпринимателей.
Бывший член СПЧ Валентин Гефтер, который также вызывался на допросы, ранее сообщал изданию, что «следователей интересовала связь этой либерализации с экспертным сообществом, в том числе и с Советом по правам человека.
Логика следствия: либерализация уголовного законодательства поспособствовала ослаблению наказания или уходу от него людей, связанных с «делом «ЮКОСа».
Тамара Морщакова также поясняла, что следователи усматривают преступные действия правозащитников в работе над различными вариантами либерализации экономических статей Уголовного кодекса (хотя эксперты работали над гуманизацией всего УК, декриминализацией отдельных статей кодекса, например «Клевета», а также над введением альтернативных лишению свободы наказаний).
«Из процессуальных документов, по которым проводились обыски по этому делу, следует, что специалисты вселяли необоснованные сомнения в необходимости гуманизации законодательства, а в результате президент согласился. Это вменяется в вину специалистам, мнения которых законодатель учел только частично», — поясняла в июле Морщакова «Газете.Ru» логику силовиков.
Защита Ходорковского и Лебедева о новых делах ничего не слышала, но не исключает, что они могут возникнуть.
«Никаких документов я не видела, поэтому предметно говорить не о чем. Но я не исключаю, что преследование моего подзащитного будет продолжаться, из «резинового» дела ЮКОСа 2003 года могут отпочковывать новые дела», — заявила «Газете.Ru» адвокат Ходорковского Карина Москаленко.
О возможном выделении разных дел из самого первого дела ЮКОСа 2003 года говорит и адвокат Лебедева Алексей Мирошниченко.
«Сведения отрывочные: следователи не докладывают нам, что они делают», — заключил адвокат.
Еще летом юристы обсуждали, какие обвинения теоретически могут быть выдвинуты СК в рамках «третьего дела ЮКОСа», если таковое будет выделено в отдельное производство (если этого уже не произошло). В частности, назывались ст. 303 УК (фальсификация доказательств), ст. 307 УК (заведомо ложные заключения) и ст. 309 УК (подкуп эксперта).
Напомним, что в 2010 году Хамовнический суд города Москвы признал Ходорковского и главу МФО «Менатеп» Платона Лебедева виновными в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денежных средств и назначил наказание в виде 14 лет лишения свободы. При назначении наказания был учтен первый приговор 2005 года. Впоследствии более высокие судебные инстанции снизили срок до 11 лет. Платон Лебедев должен выйти на свободу в мае наступающего года, Михаил Ходорковский — в августе.