В пятницу, за два дня до инаугурации новоизбранного президента Грузии, кандидата от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгия Маргвелашвили, все спецпредставители (губернаторы) действующего главы государства в регионах одновременно попросились в отставку. Михаил Саакашвили уже подписал их заявления, сообщил вечером глава его администрации Андро Барнов. Ожидается, что сам Барнов подаст в отставку в субботу.
В пятницу утром стало известно и об уходе с поста одного из ближайших соратников Саакашвили – секретаря Совета национальной безопасности Георгия Бокерия. Сегодня же должность пресс-спикера президента покинула Манана Манджгаладзе.
Массовый уход губернаторов (неформальное название представителей главы государства в регионах) был вполне ожидаем. По новой Конституции, которая вступает в силу с момента инаугурации новоизбранного президента, право назначать спецпредставителей в регионах переходит от президента к премьер-министру, поясняют эксперты.
«Это нормальный процесс. Президент Саакашвили уходит, и, соответственно, уходят и его уполномоченные в регионах», — говорит «Газете.Ru» председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия.
Эксперт замечает, что подобное в стране происходит впервые, потому что «впервые президент меняется конституционным путем» и, соответственно, таким же образом меняются и его уполномоченные.
Президент независимого клуба экспертов Сосо Цискаришвили считает, что, если бы даже губернаторы не подали в отставку, с учетом их политических биографий шансов на то, что кого-либо из них оставили бы рулить в регионе, очень мало.
После выборов в парламент 1 октября 2012 года, когда «Единое национальное движение» (ЕНД) Михаила Саакашвили потерпело поражение и к власти пришла коалиция «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили, националы какое-то время сохраняли свое влияние в региональных органах власти. Хотя «мечтатели» и тут постепенно стали их теснить. Поэтому, как сказал «Газете.Ru» Гия Нодия, с формальным уходом губернаторов с постов в регионах в плане расстановки политических сил мало что изменится. По его мнению,
даже президент страны на протяжении поствыборного года больше был символической фигурой.
Такую же власть на местах имели и его спецуполномоченные. У них уже не было реальной власти, поскольку муниципалитеты за год перешли под контроль «Грузинской мечты»».
Эксперт Сосо Цискаришвили также не предвидит каких-либо серьезных изменений с уходом губернаторов. Гораздо большее значение он придает реформе органов местного самоуправления, которая осуществляется новой властью. В рамках этой реформы функции губернаторов изменятся. После местных выборов (в мае 2014 года) появятся советы, укомплектованные представителями местного самоуправления. Именно они будут определять политику в регионе, а губернаторы должны будут ее реализовывать.
В ноябре бюро парламента Грузии утвердило Кодекс самоуправления, согласно которому действующую структуру местного самоуправления сменит более демократичная модель. Например, до двадцати увеличивается число самоуправляемых городов (сегодня это пять городов — Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Поти, Батуми). Это те города, в которых живет более 150 000 человек. Планируются и другие изменения.
В процессе так называемой «коабитации», начавшейся после выборов в парламент и длившейся целый год, губернаторы неоднократно предъявляли претензии к центральным властям и, в частности, к министерству регионального развития и инфраструктуры. По их оценке, центральное правительство тормозило региональные инфраструктурные проекты, начатые прежними властями. Губернаторы также утверждали, что сторонников ЕНД преследуют по политическому признаку.
В ответ их нередко обвиняли в нежелании сотрудничать и даже саботаже.
На протяжении поствыборного года некоторые представители президента Саакашвили в регионах становились фигурантами уголовных дел. Прошлой осенью губернатор региона Самегрело-Земо Сванети Тенгиз Гунава (он же экс-глава генинспекции МВД Грузии) был приговорен к четырем годам заключения. Суд счел его виновным в присвоении и растрате госимущества, а также в превышении должностных полномочий. Его признали виновным в присвоении талонов на 3 тыс. л бензина на сумму 6,75 тыс. лари (около $4 тыс.), а также в присвоении 49,5 тыс. лари (около $30 тыс.). Судебного приговора Гунава дожидался на свободе, так как после задержания в конце ноября 2012 года суд выпустил его под залог. Гунава заявлял, что он преследуется по политическим мотивам и своей вины по предъявленным ему обвинениям не признает.
В июле Михаил Саакашвили помиловал экс-губернатора, снял с него судимость и вернул на пост. Кстати, об ожидаемой отставке Гунава заявил одним из первых среди губернаторов.
Под следствием находится и другой уже экс-уполномоченный Саакашвили (в Кахети), экс-министр здравоохранения Зураб Чиаберашвили. Он вместе с экс-премьером страны Иванэ Мерабишвили — фигурант дела о коррупции, связанной с госпрограммой по трудоустройству.
В рамках этой программы, запущенной незадолго до парламентских выборов, из госбюджета на финансирование учета безработных в масштабах всей страны было потрачено 5 240 880 лари (около 3 157 156 долларов). По утверждению следствия, программа была фиктивной, а деньги налогоплательщиков пошли на подкуп активистов ЕНД. Чиаберашвили, которого, в отличие от Мерабишвили, суд выпустил под залог, утверждает, что он является жертвой политического преследования.
Еще в ходе предвыборной кампании Георгий Маргвелашвили в случае своего избрания президентом страны пообещал убрать «губернаторов-преступников».
Однако называть их имена Маргвелашвили не стал.
Эксперты полагают, что бывшие уполномоченные Саакашвили продолжат активную политическую деятельность в рядах ЕНД.
Недавно премьер-министр страны Бидзина Иванишвили заявил, что в правительстве уже обсуждаются новые кандидатуры на роль глав регионов. Хотя отбирать и утверждать новые кандидатуры будет новый премьер — нынешний глава МВД Ираклий Гарибашвили. Именно его Бидзина Иванишвили (обещавший уйти в отставку с поста главы правительства вскоре после инаугурации нового президента) выбрал в качестве своего преемника. Со слов спикера парламента Давида Усупашвили, вопрос доверия к новому премьеру и кабмину парламент будет обсуждать на внеочередном заседании, предположительно 20 ноября.