15 октября Госдума может принять законопроект об увольнении глав муниципалитетов за межнациональные конфликты. В понедельник профильный комитет нижней палаты парламента рекомендовал принять соответствующий документ сразу во втором и третьем чтениях: по мнению депутатов, законопроект полностью готов к введению в правовое поле.
«Наконец мы его на комитете одобрили, — сообщил «Газете.Ru» один из авторов документа — единоросс Михаил Старшинов. — Мы столько на эту тему разговаривали. Проблема более чем актуальна, а реакции властей нет. Все по остаточному принципу. Население ждет грамотных, адекватных действий, а все заканчивается борьбой с последствиями. Вот весь комплекс проблем и натолкнул (на разработку законопроекта. — «Газета.Ru»). Документ был зарегистрирован и направлен в комитет по делам национальностей еще в конце февраля. На тот момент в составе инициаторов числились четыре депутата и два сенатора. В течение полугода к группе субъектов законодательной инициативы примкнули еще десять парламентариев.
Законопроект дополняет список обязанностей главы муниципалитета и вводит ответственность за их неисполнение.
Теперь межнациональное спокойствие и гармония — забота местных администраций.
В документе предельно четко и однозначно прописано новое основание для отставки главы муниципального образования: «Под необеспечением соблюдения, реализации и защиты равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере межнациональных (межэтнических) отношений понимаются необеспечение гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, либо сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России, проживающих на территории муниципального образования, либо социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на территории муниципального образования и другие нарушения, если это привело к грубым массовым нарушениям на территории муниципального образования равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, правопорядка (к массовым беспорядкам либо другим конфликтным и чрезвычайным ситуациям в сфере межнациональных (межэтнических) отношений)».
При этом даже авторы законопроекта согласны с тем, что местные администрации не смогут гарантировать то, что им вменяется в обязанность.
«Гарантировать не могут, — констатирует Старшинов. — В том-то и дело, что у этой задачи нет линейного решения. Это ежедневная кропотливая работа. Здесь необходима координация всех служб и ведомств, правильная расстановка акцентов, большая ежедневная работа».
Директор Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Валерий Тишков считает, что начать стоило не с ответственности и не с наказания, а с обучения. Сегодня местные власти, как правило, оказываются не готовы к национальным конфликтам на своей территории и, оказавшись в критической ситуации, не знают, как себя вести.
«Надо, конечно, местные власти учить тому, как предотвращать стихийные проявления насилия, стычки, драки, массовый выход из правового пространства, — считает Тишков. — От местных властей многое зависит, а они часто не знают, что нужно сказать, что сделать, к кому обратиться. Это алгоритм, которому надо научить местные власти. Научить гораздо важнее, чем наказать.
Нужен ликбез, а уже потом, если они знают, что делать, но не делают, должны быть наказания за неисполнение своих обязанностей».
Формулировки, которые использовали авторы законопроекта, также вызвали нарекания эксперта. «Похоже, формулировка списана со стратегии государственной национальной политики, — считает Валерий Тишков. — Но стратегия — документ политический. В законе так писать — про гармонизацию и этнокультурное развитие — не нужно. В принципе движение в верном направлении, но не так кондово, как это предлагают депутаты. Должен быть материал, анализ, экспертиза. Чтобы были привлечены специалисты в области межнациональной политики. Закон должен быть написан так, чтобы он мог исполняться. И сегодня, мне кажется, речь идет не о гармонии, а хотя бы о мире и согласии. Можно прожить и без гармонии, но главное, чтобы не было насилия».
Между тем это не единственное законодательное усилие парламентариев, направленное на борьбу с ксенофобией.
Один из авторов документа — Алексей Журавлев, который несколько дней назад предложил еще одну законодательную меру по гармонизации межнациональных отношений: ограничить прием в школы и детсады детей мигрантов.
По мнению политологов, эта мера — еще один фактор делегирования полномочий вниз по властной вертикали. Вслед за бюджетными обязательствами, спущенными в регионы, наблюдается попытка перенести на местные власти идеологические задачи. Кроме того, новый параметр эффективности муниципалитетов может стать эффективным механизмом ротации. «Это попытка выставить дополнительный индикатор местным властям, — считает гендиректор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Хотя понятно, что действия власти — фактор, влияющий на разжигание, особенно с учетом того, что полиция не подчинена муниципальной власти».
По мнению политолога, межнациональные отношения слабо определены действующей властью. «Это элемент признания низкой эффективности власти в области межнациональных отношений», — убежден эксперт. «Первый вариант (развития событий. — «Газета.Ru») — никто не заметит, второй вариант — в муниципальной сфере начнутся декларативные и декоративные меры по гармонизации отношений, и третий — элементы случайности, когда по произвольным критериям некоторые главы лишатся своих постов, — считает Виноградов. — Интернационализм не исповедуется ни обществом, ни властными структурами. Поэтому серьезных и эффективных рецептов сегодня никто предложить не готов».