Президент Владимир Путин досрочно отправил в отставку губернатора Ставропольского края Валерия Зеренкова. Тот, проработав около года губернатором Ставропольского края, самостоятельно попросил об отставке, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля.
Временно исполняющим обязанности руководителя региона, где третий губернатор подряд расстается с полномочиями раньше срока, назначен Владимир Владимиров.
В последнее время он работал заместителем губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, а до этого — в структурах «Газпром нефти». Со Ставропольским краем Владимирова по большому счету связывает только место рождения — город Георгиевск, где он появился на свет 38 лет назад. Политолог Александр Кынев отмечает, что в последние годы Кремль попробовал в качестве руководителей Ставрополья представителей разных краевых политических группировок. Ранее досрочно полномочий руководителя Ставрополья лишились Александр Черногоров и Валерий Гаевский.
«Когда представителей почти всех групп перебрали внутри региона, назначили Владимирова извне. Он четвертый губернатор в Ставропольском крае за последние пять лет», — говорит Кынев.
О назначении Владимирову сообщил лично Путин. «Вы связаны со Ставропольем давно, вы практически родом оттуда, у вас там родственники, друзья, знакомые», — сказал Путин Владимирову, напомнив, что Ставрополье — «регион далеко не бедный, наоборот, можно сказать, что богатый и очень перспективный». «Правда, со своими сложностями, со своими вопросами, которые подлежат решению, причем решению основательному и как можно более быстрому», — сказал глава государства.
Полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин в пятницу представил депутатам краевого заксобрания врио губернатора. «Хлопонин сообщил, что Владимиров не только родился в Ставрополье, но еще и учился в Буденовске», — сказал «Газете.Ru» заместитель председателя думы Ставропольского края от «Справедливой России» Александр Кузьмин.
Слухи в региональном правительстве об отставке Зеренкова, назначенного губернатором в мае 2012 года, ходили практически с первых месяцев его руководства регионом. Информация о принятии решения о назначении Владимирова врио губернатора Ставропольского края появилась еще несколько дней назад. Председатель Общественной палаты Ставрополя Сергей Попов сообщил об этом на своей странице в Facebook.
По словам Кузьмина, одной из важнейших проблем Зеренкова было отсутствие эффективной команды. Политическая элита Ставрополья теперь опасается, что врио приведет свою команду извне, что грозит внутриэлитным расколом, рассказал «Газете.Ru» Кузьмин.
Руководитель Политической экспертной группы Эдуард Калачев отмечает, что сложности во взаимоотношении краевых элит наблюдались в регионе давно. Именно этим фактором политолог объясняет ставку Кремля на руководителя-варяга.
Аналитик Кынев считает, что частая смена губернаторов — один из признаков кризиса системы определения губернаторов.
«Решения принимаются волюнтаристским путем, не учитывают реальную ситуацию в регионе, а лишь внутриэлитный междусобойчик, в результате отсутствуют стимулы создания реальных коалиций, а губернатор ориентируется на очень узкую группу элиты в регионе, где таких групп много и отношения между ними очень сложные. А в результате не получается никакого эффективного управления. Чтобы было иначе, должны быть иные механизмы принятия решений — выборы», — говорит политолог.
В числе промахов Зеренкова эксперты назвали также неумение властей урегулировать межэтнические конфликты в регионе. В декабре 2012-го и январе 2013-го в Ставрополье прошли митинги, проведенные националистами в связи с убийством жителя Невинномысска уроженцем Чечни. Кроме того, Зеренкова обвиняли в том, что он не нашел общего языка с полпредом. Кроме того, с его приходом Ставропольский край упал в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов. Представители «Единой России» в Ставрополье ранее предсказывали отставку Зеренкова в связи с проблемами со здоровьем 65-летнего губернатора. Эта версия появилась после заявления Хлопонина, который в июле этого года оговорился, что единственной причиной для отставки может послужить состояние здоровья губернатора. Еще в понедельник председатель краевой думы Юрий Белый заявлял, что губернатор «полон сил и готов работать».
Владимирову, который будет исполнять обязанности губернатора до досрочных выборов в сентябре 2014 года, в том числе придется решать и проблемы с падением популярности «Единой России» в Ставрополье.
Рейтинг ЕР в Ставрополье ниже среднего по регионам, отмечает руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По его словам, это вызвано тремя основными проблемами — экспансией уроженцев кавказских республик и вызванным этим оттоком русскоязычного населения, проблемами с развитием малого бизнеса и низким уровнем жизни. Минченко считает, что местное население разочаровано в региональных политиках, поэтому у Владимирова есть все шансы создать образ «человека-надежды». Эдуард Калачев согласен с тем, что Владимиров вписывается в образ идеального губернатора, который в последнее время формировался в Ставрополье.
«Мы с ним достаточно долго и плодотворно работали в Ямало-Ненецком автономном округе, я думаю, он оправдает возложенные на него надежды. Он откровенный и прямолинейный человек, говорит в глаза, не прячет взгляд», — отзывается о Владимирове сенатор от Ямало-Ненецкого АО Александр Ермаков.
Однако политолог Кынев отмечает, что политического опыта Владимирова, полученного в ЯНАО, может не хватить для управления Ставропольским краем.
«Региону нужен консолидатор, который умеет работать в сложных условиях множественных противоречий, до сих пор там многие проблемы решали через колено. Владимиров, возможно, был неплохим управленцем, и в нефтегазовой сфере он, возможно, добивался успехов. Но Ямал не похож на регион, где можно получить политический опыт, он устроен предельно просто: нефтегазовая вертикаль и административная номенклатура там решают все, нет и намека на оппозицию. Ставрополь же — это сложная головоломка. Там есть клиентелы бывших губернаторов, например Черногорова, Гаевского, есть внутриэлитные группы крупных городов, есть влияние полпредства в СКФО, есть группы, тесно связанные с соседними северокавказскими регионами, есть множество экономических, этнических противоречий», — объясняет Кынев.