Во вторник на конспиративной квартире в Каире был арестован пресс-секретарь исламистского движения «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России) Гахад эль-Хаддад. Вместе с ним были задержаны еще двое членов движения: бывший губернатор области Кальюбия Хоссам Абу эль-Бакр, а также член исполнительного органа движения Махмуд Абу Зейд.
Хаддад, сын помощника свергнутого 3 июля президента Мухаммеда Мурси Эссама эль-Хаддада, обвиняется в подстрекательстве к насилию, как и многие из уже арестованных лидеров братства. На свободе пресс-секретарь братства был основным каналом связи движения с международными СМИ, при помощи своего твиттера он активно освещал акции сторонников экс-президента Мурси после его свержения.
По данным международной организации Amnesty International, за два с половиной месяца, прошедших с момента смещения Мурси, временные власти Египта арестовали по меньшей мере 3 тыс. человек, большинство из которых – сторонники или члены «Братьев-мусульман». Около 600 из них позже были отпущены.
Как отмечает Reuters, чрезвычайное положение, введенное в стране, дает силам безопасности весьма широкие полномочия. Условия, в которых содержатся арестанты, по их рассказам, намного хуже, чем те, что были при «фараоне» Хосни Мубараке, низложенном в 2011 году во время «арабской весны». Reuters приводит рассказ исламиста Мурада Али, по словам которого, его держали в зловонной камере смертников, где он был вынужден спать на бетонном полу, лишенный света и контактов с людьми с момента ареста.
Один из задержанных лидеров «Братьев-мусульман» Мохаммед аль-Бельтаги рассказал, что он содержался в одиночной камере без света и вентиляции и что его выпустили лишь однажды для допроса. Об этом он написал в одном из писем, опубликованных местными СМИ.
«Со мной не обращаются как с кем-то отбывающим предварительное заключение. Со мной разбираются политическим путем в отместку за мою политику», — цитирует Reuters Бельтаги.
По данным Amnesty International, при Мубараке с лидерами братства в целом обращались лучше, чем со всеми остальными заключенными. Сейчас «Братья-мусульмане», приведшие к власти исламиста Мухаммеда Мурси, столкнулись с самыми жесткими репрессиями со времен президента Гамаля Абдель Насера, умершего в 1970 году.
Временные власти отрицают обвинения исламистов в ненадлежащем обращении. «Ситуация нормальная», — заявил пресс-секретарь египетского МВД Хани Абдель Латиф, комментируя условия содержания исламистских руководителей.
По мнению аналитиков, новые власти Египта стараются прервать все связи заключенных в тюрьму лидеров «Братьев-мусульман» с членами братства, остающимися на свободе, чтобы разрушить движение.
Между тем, как пишут западные и арабские СМИ, в египетском обществе все большую популярность набирает первый вице-премьер и министр обороны генерал Абдель Фаттах ас-Сисси. Назначенный в свое время министром обороны Мухаммедом Мурси, примерно через год, 30 июня, он организовал военный переворот, в результате которого президент был свергнут.
Сразу после низложения президента ас-Сисси заявил, что у него нет президентских амбиций. Тем не менее в понедельник группа бывших армейских офицеров начала собирать подписи под петицией с призывом к главе вооруженных сил Египта баллотироваться в президенты на намеченных на начало следующего года выборах.
Кампания идет под лозунгом «Заверши доброе дело, которое начал».
Один из ее организаторов, судья Рифай Насралла, как сообщает Associated Press, заявил, что цель кампании – собрать 30 млн подписей, чтобы убедить генерала ас-Сисси поддаться «воле народа». Надо отметить, что подобный способ с генералом однажды уже сработал: именно собранные за отставку Мурси 22 млн подписей и «воля народа» поминали в своих выступлениях организаторы военного переворота.
«В истории всегда так бывает. Борис Годунов тоже не хотел, но народ попросил, и он стал царем. Если люди думают, что при нем будет порядок, спокойствие и стабильность, то все будут заинтересованы в том, чтобы он стал президентом», — считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
Но петициями дело не ограничивается. Как пишет Al Arabiya, Египет одержим «брендом ас-Сисси». Рестораны называют в честь генерала сэндвичи, кондитерские пекут кексы и печенья с его изображением, социальные сети полны фотоколлажей, на которых профиль генерала сравнивается со львиным.
Ас-Сисси посвящают песни, его сравнивают с Гамалем Абдель Насером. В тех же социальных сетях широко разошлась фотография, на которой, по неподтвержденной информации, еще ребенок Абдель Фаттах ас-Сисси дарит президенту Насеру цветы.
«После свержения Мубарака все думали, что устроили демократию, что придет счастье, свобода. Получилось так, что экономические показатели становились все хуже, жизнь стала дороже, туризм вообще накрылся. Возмущение этим вылилось на улицы. Меньшая часть увидела в этом «военно-фашистскую хунту», как говорили «Братья-мусульмане». Но последние переоценили степень своей поддержки у народа. Их почти разогнали и объявили вне закона. А сколько было жертв. С точки зрения простого человека, лучше пусть будет сильный военный человек, будет порядок. Теперь развертывается культ личности, его сравнивают с Насером, о котором воспоминания у египтян самые благоприятные», — говорит Мирский.
Что же касается способностей руководить такой страной, как Египет, то, по словам Мирского, об этом пока трудно судить. «Перед тем как человек взбирается на самую высшую ступеньку, никто не знает, как он себя поведет. Даже самый бездарный человек, взобравшись на верхушку, может обрести потенциал. Все зависит от команды, которую он подберет. Ас-Сисси выдвинули военные. Среди них он, видимо, оказался наиболее сильным человеком с лидерскими качествами. Это, судя по всему, тот, кого называют strongman. Его выдвинут, но это непременно будет обставлено так, что это ни в коем случае не возвращение к диктатуре, а нормальная демократия с парламентом и конституцией. Так почему тогда не выбрать генерала? Он не хуже других», — говорит Георгий Мирский.