От итогов губернаторских выборов, которые состоятся 8 сентября 2013 года в Москве, Московской области, Хакасии, Магаданской, Владимирской областях, Хабаровском и Забайкальском краях, а также в Чукотском автономном округе, едва ли стоит ожидать сюрпризов. Скорее всего, во всех этих регионах в первом же туре победу одержат кандидаты, на которых делает ставку власть. Однако проблемы губернаторов выборами не закончатся, а только начнутся после них: во многих регионах стоит ожидать поствыборного обострения интриг в региональных политических элитах. Об этом говорится в докладе агентства Minchenko Consulting (есть в распоряжении «Газеты.Ru») «Политические стратегии кандидатов в губернаторы – 2013».
По сравнению с губернаторскими выборами 1993–2004 годов конкурентность на этих выборах пока невысока, отмечают авторы доклада. В эпоху «суверенной демократии» региональных политиков, которые могли бы бросить вызов власти, опираясь на уже существующие структуры поддержки, стало сильно меньше, это связано с практикой назначения сенаторов, отмены выборов депутатов Госдумы по одномандатным округам и многолетним доминированием «Единой России».
Вместе с тем, губернаторские выборы – 2013 все-таки имеют ряд особенностей, полагают авторы доклада.
В некоторых регионах власти пришлось даже искусственно усилить конкуренцию на выборах, предоставляя возможность участвовать в них представителям несистемной оппозиции.
Как, например, в Москве и Московской области, где муниципальные депутаты-единороссы по распоряжению действующей власти были вынуждены помочь кандидатам от несистемной оппозиции преодолеть «муниципальный фильтр».
Речь идет о кандидате в мэры Москвы Алексее Навальном и кандидате в губернаторы Московской области Геннадии Гудкове. При этом сразу в двух регионах своих кандидатов не выдвигает «Единая Россия» — в Москве единоросс Сергей Собянин решил идти на выборы как самовыдвиженец, а в Забайкальском крае ЕР поддержала на выборах врио главы региона справедливоросса Константина Ильковского.
«В ряде случаев выдвижение или участие в выборах тех или иных кандидатов становятся элементами внутриэлитного торга», — отмечают авторы доклада.
Если говорить об основных технологиях, которые используются властью на этих выборах, то эксперты Minvhenko Consulting выделают несколько: создание эффекта «дымовой завесы», когда все внимание медиа приковано к выборам в нескольких регионах, а происходящее в других — остается за кадром, выдвижение в сенаторы представителей других политических партий, чтобы ослабить накал предвыборной борьбы, как, например, во Владимирской области врио губернатора, единоросс Светлана Орлова выдвинула в сенаторы справедливоросса Антона Белякова, технология «карнавализации» — создание и продвижение сценария «кандидат от власти и толпа безликих маргиналов», а также участие ряда глав регионов в дебатах — например, врио губернатора Московской области единоросса Андрея Воробьева.
«Федеральный центр продолжает активно вмешиваться в региональную политику для минимизации политических рисков. Стоит напомнить, что в 2012 году во всех потенциально кризисных регионах, где приближались выборы, губернаторы были досрочно отправлены в отставку. Их преемники получили фору в пять лет, чтобы основательно подготовиться к выборам, которые были отодвинуты как максимум до 2017 года. Однако практика назначений и. о. по своему эффекту не сильно отличается от полноценных назначений… Стоит, правда, отметить, что практика назначения временно исполняющими обязанности губернатора совершенно новых лиц содержит в себя ряд политических рисков.
Яркими примерами в 2013 году являются Владимирская область и Забайкальский край. В обоих случаях назначения варягов Орловой и Ильковского спровоцировали внутриэлитный раскол, который, впрочем, был преодолен в ходе кампании. Кроме того, сохраняется возможность досрочного добровольного прекращения полномочий главы региона и его выход на выборы в условиях наиболее благоприятной политической конъюнктуры и неготовности соперников. Прецеденты Москвы, где мэр Собянин неоднократно отвергал возможность досрочных выборов, но затем подал в отставку, дают основания полагать, что в будущем году аналогичный прием может быть использован сразу в нескольких регионах», — констатируют эксперты доклада.
В докладе констатируется, что единый день голосования во второе воскресенье сентября позволяет власти проводить выборы с минимальной явкой и минимальным публичным освещением, что повышает результаты кандидатов от власти.
Вместе с тем, в долгосрочной перспективе ситуация с несколькими десятками выборов в разных регионах в единый день голосования может понизить управляемость региональными кампаниями для федерального центра, отмечают эксперты Minchenko Consulting.
Описанные выше обстоятельства приводят к тому, что в публичном поле часто происходит имитация предвыборной гонки. Политическая борьба и политический торг между основными игроками по-прежнему происходят в кулуарном режиме. Предвыборные и поствыборные назначения в регионах наглядно демонстрируют, каким образом реализуются договоренности между основными элитными игроками в каждом из регионов. В ряде случаев в качестве ресурса для торга являются посты в региональном правительстве и места в региональном парламенте.
«Преобладающим сценарием подготовки к выборам является формирование внутриэлитного консенсуса, когда лидирующему кандидату удается провести успешные переговоры со всеми ключевыми игроками. Таким образом, победа на выборах достигается за рамками предвыборной кампании, а главными технологиями «победы до выборов» становятся: купирование внутриэлитных конфликтов, неформальные договоренности, подбор спарринг-партнеров и спойлеров. В ряде случаев такая тактика позволяет минимизировать внутриэлитные конфликты», — дают оценку авторы доклада. По их мнению, доминирующим сценарием кампании по выборам губернаторов в 2013 году остается «тихая незаметная кампания».
Вместе с тем, жесткое регулирование сценария кампании, ставки на достижение всех договоренностей до выборов, а также контроль со стороны федерального центра, весьма вероятно, приведут к парадоксальному результату:
в ряде случаев выборы станут не финалом в борьбе разных групп, а, наоборот, точкой отсчета для перевода политической борьбы в неэлекторальное поле, констатируется в докладе.
«Жесткий контроль выборов со стороны администраций не снимает внутриэлитных противоречий, а только откладывает возможные конфликты на поствыборный период. В случае, когда в регионах сложился раскол региональной элиты, стоит ожидать продолжения конфликтов после выборов. В зоне риска в данном случае находятся Хабаровский край и Забайкальский край и Владимирская область. Высокий уровень напряженности традиционно сложился в Ингушетии и Дагестане, где само по себе отсутствие выборов не гарантирует спокойной политической ситуации. Недовольные текущим раскладом кланы найдут способ донести до федерального центра свое отношение к действующему главе, а если этот канал перекрыт, борьба из политической перерастает в вооруженную. Также высока вероятность протестной волны в Москве после выборов», — подводят возможный итог выборов губернаторов – 2013 авторы доклада.
Президент холдинга Minchenko Consulting Евгений Минченко, комментируя кампанию, отмечает, что, к примеру,
если Сергей Собянин выиграет в первом туре, что эксперт считает весьма вероятным, всех проблем в столице это не решит: правила игры так и не были определены, и антисобянинские федеральные элитные группы никуда не исчезнут.
Команда Собянина в ходе этих выборов сделала ошибку, делая ставку на популярный во всех регионах сценарий достижения всех договоренностей до выборов, полагает Минченко.
«Мэрия считала, что все вопросы были решены в тот момент, когда Собянин подал в отставку и получил одобрение президента на выдвижение, однако были и люди, которые решили, что с этого момента все только начинается. Команда Собянина между тем не стала перестраивать стратегию и продолжила вести фоновую, незаметную кампанию. Но такую кампанию можно вести, только если все остальные кандидаты еще более незаметны, а на московских выборах это не так. В последнюю неделю перед выборами штабу Собянина надо корректировать стратегию», — говорит Минченко.
Эксперты отмечают, что самыми конкурентными выборами оказались выборы мэра Москвы и Московской области, а сценарий «тихой незаметной кампании» без особой конкуренции был максимально реализован на Чукотке, в Хабаровском крае и в Магаданской области.
Если говорить об эффективности построения коммуникаций кандидатов в губернаторы-2013, получится, что эффективнее всего диалог с федеральным центром выстроили врио главы Подмосковья Андрей Воробьев и врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова, при этом с местными элитами тяжело идет взаимодействие у той же Орловой и Ильковского, с населением коммуникации хуже всех выстроил Собянин, а с крупным бизнесом диалог не выходит снова у Ильковского.
Таким образом, 8 сентября во многих регионах, выбирающих себе глав, интриги, вероятно, не закончатся, а лишь обострятся.