Максим Шевченко, главный редактор журнала «Кавказская политика», член Общественной палаты РФ:
— Это независимая территория, а не страна. Южная Осетия зависит от России. Государство — это условность, гораздо важнее, что люди, проживающие на этой территории, не захотели жить вместе с Тбилиси.
Так или иначе, у Южной Осетии есть этот статус, поэтому я и называю ее территорией, а не государством.
Россия пришла на помощь Южной Осетии вооруженным путем – это было правильно, потому что наглость Саакашвили (президента Грузии. — «Газета.Ru») не знала пределов. Теперь мы знаем об этом режиме, о тысячах заключенных, пытках в тюрьмах, об изнасилованиях, которые снимались на видео. Мы знаем, что война против Южной Осетии была преступным деянием президента Саакашвили. Объединить Грузию с Южной Осетией можно было бы в течение долгого политического процесса, но он решил сделать это быстро. Эта война не соответствовала интересам ни грузинского, ни осетинского, ни русского народа. Русский православный народ заставили воевать с православными грузинами. Это сделали враги и грузинского, и русского, и осетинского народа.
Рамаз Сакварелидзе, грузинский политолог:
— Если подходить к этому вопросу по юридическим меркам международного права, то Южная Осетия независимая. Но как страна может быть независимой, когда вся ее экономика, безопасность практически висят на России?
Борясь за независимость от Грузии, она полностью стала зависимой от России. Было ошибкой признание ее независимости.
Теперь перед Путиным стоит выбор: или она должна стать частью великой России, а перенос государства (включение его в состав другого. — «Газета.Ru») в XXI веке — это будет очень трудно, или она должна иметь атрибутику независимого государства, но быть зависимой от большой и сильной России, где осетины могут ассимилироваться с очень большой скоростью, что было невозможно при существовании Осетии в рамках Грузии. В структуре маленького государства защитить свои интересы легче, чем в структуре большого.
Дмитрий Медоев, чрезвычайный и полномочный посол Республики Южная Осетия в РФ:
— Республика Южная Осетия была провозглашена 20 сентября 1990 года, 29 мая 1992 года был принят акт о государственной независимости — этими датами исчисляется современная независимая Южная Осетия. Это был долгий путь вплоть до 2008 года, когда состоялось признание РФ независимости Южной Осетии.
Конечно, Южная Осетия является сегодня независимой страной, она признана и Россией, и целым рядом государств — членов ООН, сегодня в Южной Осетии работают все институты власти.
За последние годы Россия не оставила без внимания Южную Осетию: за эти пять лет пакет межправительственных соглашений стал довольно весомым. Подписаны и действуют более 65 межправительственных соглашений, которые охватывают все сферы взаимных интересов. Именно эти соглашения обеспечивают сегодня мир: в Южной Осетии никто не стреляет. Мы полностью высвободили свои силы для того, чтобы концентрироваться на мирном развитии.
Алексей Малашенко, сотрудник Центра Карнеги:
— Южная Осетия — это кусочек земли России, никакого отношения к понятию независимости она не имеет. Это как район какой-то российской области. Все смеются над тем, что Россия признала независимость Южной Осетии,
там люди живут на рубли и получают пенсии из России. Население Южной Осетии на сегодняшний день — это население одной московской улицы. В отличие от абхазцев осетины действительно считают себя частью России. Южная Осетия попала в ту самую коррупционную систему, в которой погрязла сама Россия. Вы сами знаете о разворовывании денег, которые ушли на восстановление Южной Осетии.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Нет, конечно. Она не жизнеспособна отдельно, она существует только благодаря российской помощи и является зависимой от России. Сделано за пять лет было одно: Россия перестала считать формально Южную Осетию и Абхазию частью Грузии. Это решение было и остается достаточно противоречивым. В той ситуации, если вернуться на пять лет назад, наверное, это было наименьшим злом, но это не решило проблему с неурегулированным статусом. В отношениях России и Южной Осетии речь идет об отношениях центра и субъекта Федерации. Эффективность использования средств в этом «субъекте Федерации» довольна низкая.