К пожизненному заключению приговорил в понедельник стамбульский суд бывшего начальника турецкого генштаба генерала Илькера Башбуга и еще 16 военных — фигурантов «дела «Эргенекон», которых обвиняли в заговоре против правительства в 2003 году, сообщает Reuters.
По делу, которое тянулось шесть лет, проходили 275 человек, в том числе бывшие и действующие военные, профессоры вузов, писатели, журналисты, общественные деятели, политики, адвокаты, полицейские. Среди осужденных есть также три действующих депутата парламента от Республиканской народной партии, они получили от 12 до 35 лет лишения свободы. На днях суд также признал террористической некую тайную организацию «Эргенекон», которую власти ранее называли ультранационалистической. По их мнению, в нее входили высокопоставленные руководители турецких вооруженных сил и органов безопасности.
По версии обвинения, тайная сеть «Эргенекон», получившая свое название от мифической долины в Центральной Азии и объединившая сторонников светского национализма, планировала в 2003 году сместить кабинет премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана (лидера исламистской Партии справедливости и развития, которая победила на парламентских выборах в ноябре 2002 года, что позволило Эрдогану сформировать правительство, а в марте 2003-го занять пост премьера).
Дело было начато в 2007 году, когда полицией в ходе спецоперации были обнаружены некие тайники с 27 ручными гранатами. Группировку обвинили в причастности к данному арсеналу, с помощью которого ее боевики якобы готовились совершить убийства и взрывы, дабы расшатать политическую ситуацию в стране для последующей организации военного переворота. Однако все обвиняемые на протяжении процесса полностью отрицали свою причастность к «Эргенекон».
Критики процесса обвиняют нынешние власти Турции в фабрикации дела и политической подоплеке обвинений, имеющих целью подавление светской оппозиции в стране. Премьер-министр Эрдоган, в свою очередь, отрицает какое-либо вмешательство в ход судебного процесса.
Напомним, что в июне в Стамбуле и Анкаре прошли массовые уличные протесты против политики исламизации Турции, в которой обвиняют Эрдогана.
«Это процесс Эрдогана, его театр», — цитирует Reuters Умута Орана, члена оппозиционной парламентской Республиканской народной партии, основателем которой был сам Мустафа Кемаль Ататюрк, утвердивший в 20-е годы XX века светские принципы общественной и политической жизни в Турции.
«В XXI веке для страны, которая хочет стать полноценным членом Евросоюза, этот явно политический процесс не имеет никаких правовых оснований», — продолжает Оран.
С ним согласен эксперт «Газеты.Ru» — старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский. «В рамках одного и того же дела и левых, и правых, и националистов, и членов левацких организаций обвинили в однотипном преступлении. Якобы вся эта компания собиралась свергнуть правительство ныне правящей Партии справедливости и развития. Естественно, такой подход настораживает. Потому что сведение воедино и правых, и левых, и маоистов в рамки создания какого-то взаимного заговора не ложится ни в одну из схем внутриполитического развития ни одной из стран мира. Они друг с другом договориться не могут на какую-то демонстрацию, не говоря уже о заговоре. Внешне все это выглядит довольно сомнительно», — считает эксперт.
«Ряд участников процесса категорически отрицают, что они входили к сговор и осуществляли какой-то единый план. Представленные по делу доказательства тоже весьма своеобразны, — рассказывает эксперт. — Например, это книги популярного в Турции и абсолютно не популярного у нас в стране (Александра) Дугина (российского общественного деятеля, приверженца создания евразийского союза — «Газета. Ru»).
Это своеобразная личность, и его идеи не вызывают доверия у большинства обозревателей. Но именно его книги легли на стол в качестве доказательств того, что здесь подразумевалась радикальная смена политического курса, уход от ориентации на США и т. д. Но это мало убедительно».
По словам Надеина-Раевского, власть в Турции путем показательного процесса борется с националистами: «Они выступают не как сторонники исламского пути развития, а как сторонники светского пути. Для нынешнего турецкого руководства это недопустимо. С нормальной юстицией европейского типа это имеет мало общего».
Пожизненные сроки получили 17 генералов, включая основных фигурантов дела: среди них Илькер Башбуг и Вели Кючюк, считающиеся основными фигурантами дела, а также генералы Хуршит Толон, Хасан Ыгсыз, Нусрет Ташделер, Левент Эрсёз, Шенер Эруйгур и другие офицеры и генералы.
Лидер левой Рабочей партии Турции Догу Перинчек был приговорен к 117 годам тюрьмы, его сын Мехмет — к шести. На сроки от 15 до 22 лет тюрьмы осуждены товарищи по партии Перинчека: 29 лет заключения получил писатель Эргюн Пойраз, занимавшийся, как отмечает ИТАР-ТАСС, расследованиями деятельности политических партий и религиозных объединений. Из почти трехсот обвиняемых оправдан был только 21 человек.
«Мы солдаты Мустафы Кемаля!» — скандировали адвокаты и подзащитные в суде, передает Reuters.
«Придет день, когда Партия справедливости и развития заплатит за это!» — приводит агентство лозунги группы поддержки осужденных вне стен зала суда.
Полиция заранее оцепила подходы к суду для протестующих, несогласных с ходом шестилетнего судебного разбирательства. Силы безопасности даже применили слезоточивый газ вокруг тюремного комплекса «Силиври».
Как отмечает BBC, в турецком обществе реакция на длительный процесс по делу «Эргенекон» неоднозначна. Одни полагают, что со стороны «глубинного государства» (то есть военных элит, на протяжении десятилетий стоящих на страже принципов светского государства) существует реальная угроза. Другая часть турецкой общественности предостерегает популярное у населения правительство от попадания в ловушку политических процессов, подрывающих демократию.