В регионах завершилась регистрация кандидатов в губернаторы на выборах 8 сентября 2013 года. «Газета.Ru» проанализировала, кто из претендентов смог преодолеть «муниципальный фильтр».
Прямые выборы губернаторов пройдут в восьми регионах: Москве, Московской, Магаданской и Владимирской областях, Хакасии, Чукотском автономном округе, Забайкальском и Хабаровском крае. Ингушетия и Дагестан от прямых выборов губернаторов отказались, здесь глав регионов будут избирать депутаты региональных заксобраний.
Заявления об участии в выборах губернаторов подали 93 кандидата от 26 партий, в том числе четырех парламентских, и 28 самовыдвиженцев. Зарегистрированы были 40 кандидатов, из них 28 представляют парламентские партии, 11 — непарламентские.
При этом к участию в губернаторских выборах в Москве и Московской области допустили многих желающих. В каждом из этих регионов в выборах участвует по 6 кандидатов. В Москве это врио мэра, единоросс Сергей Собянин, политик Алексей Навальный (РПР-ПАРНАС), Иван Мельников (КПРФ), Николай Левичев (СР), Михаил Дегтярев (ЛДПР), Сергей Митрохин («Яблоко).
В Подмосковье кандидатами в губернаторы стали Андрей Воробьев (ЕР), Геннадий Гудков («Яблоко»), Надежда Корнеева («Патриоты России»), Константин Черемисов (КПРФ), Максим Шингаркин (ЛДПР) и Александр Романович (СР). Первоначально в выборах мэра Москвы хотели участвовать 40 кандидатов, в том числе 12 от парламентских и непарламентских партий, в выборах главы Подмосковья — 16 кандидатов, из них также 12 от парламентских и непарламентских партий.
Из 28 самовыдвиженцев регистрацию получил только один — врио мэра Москвы единоросс Сергей Собянин, остальные 27 кандидатов-самовыдвиженцев также хотели участвовать именно в выборах мэра Москвы.
Сергей Собянин является единственным зарегистрированным самовыдвиженцем из всех кандидатов в губернаторы: хотя он состоит в «Единой России», но решил от этой партии на выборы в Москве не идти, обойдясь «выдвижением от общественности».
Трое из кандидатов от непарламентской оппозиции участвуют в выборах в Московском регионе: кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный, а также кандидаты в губернаторы Московской области Геннадий Гудков («Яблоко») и Надежда Корнеева («Патриоты России»).
Любопытная ситуация сложилась в Республике Хакасия: в качестве спарринг-партнеров для действующего губернатора-единоросса Виктора Зимина наряду с представителями парламентских партий к выборам допущены представитель «Патриотов России» Владимир Быков и представитель малоизвестной партии «Коммунисты России» Денис Бразукас.
Рекордное число кандидатов от непарламентских проектов допущено к участию в губернаторских выборах во Владимирской области, в них участвуют сразу четыре кандидата от новых партий, которые, впрочем, выглядят как спойлеры: Игорь Шубников («Патриоты России»), Аркадий Колесников («Правое дело»), Вячеслав Картухин («Гражданская позиция»), Борис Анчугин (КПСС).
Наконец, в Забайкальском крае наряду с кандидатами от КПРФ и ЛДПР к выборам допущен представитель «Гражданской платформы» Руслан Балагур. В этом регионе в выборах не участвует «Единая Россия», так как правящая партия решила поддержать на выборах кандидата от «Справедливой России», врио губернатора Забайкалья Константина Ильковского.
В Магаданской области, Хабаровском крае и в Чукотском автономном округе избирательные бюллетени будут выглядеть консервативно: действующий губернатор-единоросс (Владимир Печеный в Магаданской области, Вячеслав Шпорт в Хабаровском крае, Роман Копин на Чукотке) и оппоненты из парламентских партий, хотя на Чукотке избиратели не досчитаются в бюллетене КПРФ: коммунист Владимир Кретов не смог собрать достаточно подписей муниципальных депутатов для преодоления «муниципального фильтра».
Собеседник «Газеты.Ru» в администрации президента (АП) отмечает, что в отличие от ситуации на губернаторских выборах 2012 года в этот раз парламентские партии смогли преодолеть муниципальный фильтр практически везде, где выдвигались, за исключением неудачи КПРФ на Чукотке.
«Лидером по выдвижению и регистрации стала ЛДПР: они выдвигали 8 кандидатов в 8 регионах, все зарегистрированы. Владимир Вольфович (Жириновский) даже в отпуск не уходил и сидел в офисе до глубокой ночи, пока не получил сообщение о регистрации последнего кандидата от своей партии. КПРФ выдвигалась в 8 регионах, но только в 7 зарегистрировалась, «Справедливая Россия» не выдвигала кандидата в губернаторы Владимирской области и получила регистрацию в 7 регионах. «Единая Россия» отстает: она выдвигала кандидатов в губернаторы в 6 регионах, и все 6 были зарегистрированы», — отметил источник.
«Гражданская платформа» Михаила Прохорова выдвигала кандидатов в губернаторы в Забайкальском крае (Александр Кошелев) и во Владимирской области (Александр Филиппов), но не получила ни одной регистрации: и у того и у другого избиркомы нашли брак в подписях муниципальных депутатов.
«Гражданская платформа» собирала подписи самостоятельно, но зря не перепроверила подписи, в Забайкалье они собрали их даже быстрее, чем губернатор», — сказал собеседник из АП.
Губернаторские выборы 2012 года, проходившие в Белгородской, Новгородской, Брянской, Рязанской и Амурской областях, ознаменовались рядом скандалов на стадии регистрации кандидатов. В частности, в Новгородской области на выборы не был допущен кандидат от КПРФ, в Брянской — от «Справедливой России». Они не смогли преодолеть муниципальный фильтр. Оба кандидата заявили, что на муниципалов давили областные власти, которые запретили им подписываться за выдвижение кого-либо кроме действующего губернатора. Такое же заявление в Рязанской области сделали некоторые муниципальные депутаты от «Единой России», демонстративно подписавшиеся в итоге за другого кандидата.
Несмотря на повсеместный допуск к выборам парламентских партий, интриги на губернаторских выборах не будет, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«Из предыдущих губернаторских выборов был извлечен урок, всем был послан сигнал: побеждать должны только действующие губернаторы. Энтузиазм многих потенциальных претендентов сошел на нет. В этот раз реальных конкурентов у губернаторов нет. Можно говорить, что есть два условных исключения, где были допущены два оппозиционных кандидата, это Навальный и Гудков, но они тоже не являются претендентами на победу. Губернаторские выборы интриги, победит или нет действующий губернатор, лишились вообще. Осталась только одна интрига кто займет второе место, то есть какая партия получит максимальную капитализацию по итогам этих выборов», — считает Калачев.
Эксперт отмечает, что кампания — фактически референдум по вопросу о доверии главам регионов — носит договорный характер: выдвигаются удобные технические кандидаты от технических же партий-спойлеров.
«Даже там, где возникают минимальные риски, например во Владимире, и то до выборов не был допущен Александр Филиппов. Это не возвращение тех губернаторских выборов, которые существовали ранее», — заключает Калачев.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов выделяет из общего ряда кампании в Москве и Подмосковье, где, по его мнению, не было серьезной «зачистки» кандидатов в губернаторы. «Фавориты кампании более или менее очевидны почти везде, пока ни одна территория не претендует на то, что было в прошлом году в Брянске. В Забайкалье, где позиции власти выглядели слабее всего, удалось не допустить до выборов представителя оппозиции», — сказал он «Газете.Ru».
Более оптимистического взгляда придерживается директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: он считает принципиальным тот факт, что на этих губернаторских выборах начали регистрировать представителей от непарламентских партий. «То есть постепенно конкурентность выборов начинает возрастать», — полагает эксперт. «Кошелеву, снятому в Забайкалье, не то чтобы мешали, ему просто не помогли собрать муниципальные подписи», — поясняет он.
Главный итог выборов: дав команду собирать подписи за оппозиционных кандидатов, власть признала, что муниципальный фильтр является чрезмерным, говорит Минченко.