В кулуарах московской мэрии обсуждается возможность разделения после сентябрьских выборов градоначальника функций мэра и главы московского правительства. Об этом «Газете.Ru» рассказали два собеседника, близких одновременно к столичной мэрии и администрации президента. Впрочем, один из собеседников уверен, что дальше разговоров дело не пойдет.
Однако оба источника уверяют, что такой сценарий в последние недели обсуждался и, если он будет реализован, место главы московского правительства достанется одному из нынешних сотрудников мэрии из ближнего круга Собянина.
Сейчас мэр Москвы одновременно является главой города и председателем столичного правительства.
Идея разделения постов и передачи вопросов оперативного управления городом председателю московского правительства связана с тем, что уже в 2015 году в Москве может наступить экономический кризис, рейтинги власти могут упасть, поясняет один из собеседников издания, близкий к администрации президента.
Проект бюджета Москвы на 2013 год предусматривает дефицит бюджета в 287 млрд рублей. Согласно проекту бюджета столицы на плановый период 2014–2015 годов, дефицит планируется снижать до 173 млрд руб. в 2014 году. В 2015 году дефицит запланирован в размере 195 млрд руб.
Таким образом, уровень дефицита столичного бюджета стабилизируется. Однако бывший замминистра энергетики, экономист, лидер партии «Демократический выбор» Владимир Милов считает, что речь идет не о бюджетном кризисе, а о том, что
Москва может серьезно пострадать от нового общемирового экономического кризиса, так как крайне зависима от мировых экономических трендов.
«В Москве относительно низкий уровень задолженности перед федеральным бюджетом, хотя есть существенный дефицит. При Собянине столица всегда может занять недостающие деньги. Между тем Москва исключительно зависима от колебаний мировой экономики, так как ее основной базой доходов является налог на прибыль предприятий и именно в Москве платят налоги такие экспортоориентированные холдинги, как «Газпром». Как только в мировой экономике возникают трудности, падают цены на сырье — начинаются проблемы. Общемировая экономическая ситуация сейчас не самая благоприятная, и то, что российское правительство уже заговорило об оптимизации расходов, говорит о том, что они понимают, что пружина может сжаться», — сказал Милов «Газете.Ru».
Экономист, руководитель центра социальных рейтингов ФГУП РИА «Новости» Ирина Ясина сказала «Газете.Ru», что перспективы экономического кризиса в Москве не видит, так как пока мировые цены на нефть достаточно высоки. «Я думаю, что если такая реформа произойдет, то это может быть оправдано только какими-то политическими играми властей, экономических оснований я не вижу», — считает Ясина.
«Возможность разделения позиций главы региона и председателя регионального правительства по законодательству относится к компетенции регионов. Они могут вводить или сокращать должность председателя регионального правительства на свое усмотрение», — так прокомментировал этот вопрос источник «Газеты.Ru» в администрации президента.
Директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что ход с разделением полномочий мэра и главы правительства может быть удобен, если мэрия планирует принятие непопулярных мер, например, введение платных парковок до Третьего кольца или повышение тарифов ЖКХ. Тогда ей понадобится «стрелочник», а сам Собянин сможет сохранить высокий рейтинг.
«Сергей Собянин — человек осторожный. Конечно, он всерьез рассматривает возможность перехода на высокую должность федерального уровня, но в силу своего характера будет эти амбиции максимально маскировать и займет выжидательную позицию. Он будет стараться сохранить влияние и рейтинг в Москве, выстраивая тут баланс кланов и привлекая все новые бизнес-структуры в проекты, чтобы установить коммуникации со всеми элитными группами.
Председатель правительства тут может сыграть роль громоотвода, а также потенциального сменщика Собянина, если тот уйдет работать на федеральный уровень», — отмечает Минченко.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает такую идею неудачной: в глазах граждан власть не может принадлежать двоим людям, а в глазах истеблишмента она принадлежит тому, в чьих руках финансовые потоки.
Пресс-секретарь мэра Собянина Гульнара Пенькова на момент сдачи заметки была недоступна для комментариев.
Стоит отметить, что схема с разделением должностей губернатора и председателя правительства была введена в Московской области чуть более года назад, когда губернатором был назначен Сергей Шойгу, впоследствии ставший министром обороны РФ. Однако его преемник, нынешний врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев пост председателя подмосковного правительства вновь упразднил.
Главный редактор информагентства «Моссовет» Юрий Загребной сказал «Газете.Ru», что не слышал об идее разделения полномочий мэра Москвы и председателя столичного правительства, но считает это возможным.
«Этот ход может показать силу Собянина как политика. И если он обратится в Мосгордуму с такой инициативой, то понятно, что она будет принята: нынешняя МГД примет все что угодно, если это внесет Собянин. В свое время такая же идея обсуждалась в окружении Юрия Лужкова, московским «премьером» должен был стать его первый заместитель Валерий Шанцев (с 2005 года губернатор Нижегородской области. — «Газета.Ru»). Однако в итоге Лужков испугался растить в своем окружении альтернативу себе самому».
Сам Юрий Лужков, будучи вице-мэром в 1991–1992 годах, занимал также должность главы правительства города, то есть как раз был чиновником, который нес ответственность за хозяйственные проблемы при первом избранном мэре Москвы Гаврииле Попове.