Тбилисский городской суд признал экс-министра обороны и внутренних дел Грузии Бачо Ахалая невиновным по обвинениям, предъявленным ему в рамках расследования двух уголовных дел. В частности, он обвинялся в нанесении физических и словесных оскорблений военнослужащим и в незаконном лишении свободы бизнесмена Звиада Абесадзе.
Помимо Ахалая фигурантами по этим делам проходят семь человек, двоих из которых — Александра Гордадзе и командира 4-й бригады ВС Зураба Шаматава суд приговорил к 140-дневным принудительным работам. Однако, как пояснил судья Георгий Дарахвелидзе, подсудимые автоматически попали под объявленную ранее амнистию.
С остальных пятерых фигурантов — главы объединенного штаба вооруженных сил Георгия Каландадзе, экс-зама главы департамента исполнения наказаний Гаги Мкурналидзе, сержантов Мераба Кикабидзе, Манучара Дараселия и Георгия Кинцурашвили — обвинения были сняты.
Решение суда обвиняемые и их сторонники встретили овациями. Конвоиры вывели Ахалая из зала суда сразу же после оглашения приговора.
Ранее Ахалая неоднократно заявлял, что является политическим заключенным.
Прокуратура обжалует сегодняшний приговор Тбилгорсуда в апелляционном суде. Прокурор Ираклий Надареишвили назвал решение судьи неадекватным. Представители пропрезидентского Единого национального движения заявляют, что сегодняшний вердикт — важный шаг в деле укрепления независимости судебной системы.
Еще в мае президент Михаил Саакашвили написал на своей страничке в Facebook, что «это судебное дело, его ход и результат станут одним из важнейших показателей того, состоится ли в конце концов в Грузии независимый суд». В правящей коалиции «Грузинская мечта» на протяжении всего процесса подчеркивали, что интерес прокуратуры к Ахалая не имеет под собой политической подоплеки.
По данным следствия, в октябре 2011 года Ахалая, будучи министром обороны, в присутствии Каландадзе и Шаматавы в своем кабинете нанес семи военнослужащим словесные и физические оскорбления. Одного из них шеф оборонного ведомства якобы ударил по голове рукояткой ножа.
Измывательства над военнослужащими продолжились в расположении 6-й бригады в Вазиани, причем в присутствии выстроенных на плацу солдат и офицеров. Военнослужащие якобы пострадали за свои симпатии к оппозиционной тогда коалиции «Грузинская мечта».
Троим высокопоставленным силовикам прокуратура предъявила обвинение по статье 333 УК Грузии (превышение должностных полномочий), предусматривающей до девяти лет лишения свободы. Слушание по данному эпизоду суд завершил в субботу, 27 июля. В тот же день стороны обвинения и защиты выступили с заключительными речами.
В своем последнем слове экс-министр назвал дело против него сфабрикованным, а показания свидетелей — написанными под давлением прокуратуры.
«Не было ничего такого... все дело сфабриковано... Этого преступления не было, все, от начала до конца, придумали вы. И показания написаны под вашу диктовку», — сказал Ахалая, обращаясь к стороне обвинения.
Экс-министр обвиняется еще и в незаконном лишении свободы (статья 143 УК) бизнесмена Звиада Абесадзе.
Согласно материалам следствия, 13 сентября 2011 года на рассвете предпринимателя «пригласили» в один из тбилисских ресторанов, где его ждал давний знакомый Ахалая в сопровождении вооруженной охраны. Помимо него в ресторане оказались Каландадзе и Давид Чакуа. Все трое стали избивать Абесадзе, угрожая убить его: Чакуа ударил его стулом в бок, а потом резиновой дубинкой.
После этого Ахалая иронично поинтересовался у Абесадзе, не хотел бы он подарить департаменту исполнения наказаний свою дорогостоящую машину BMW. Тот согласился, лишь бы его не убивали. После этого Абесадзе дали возможность позвонить жене, которую он попросил отдать ключи от машины.
Абесадзе умолял его отпустить, но его снова стали бить, вынуждая встать на колени. Потом пострадавшего до ночи продержали на одной из квартир в Тбилиси, а поздно ночью привезли к департаменту исполнения наказаний, где вернули автомобиль.
Но оправдательный приговор Ахалая по двум делам не означает, что экс-министр окажется на свободе.
Он остается в предварительном заключении в рамках расследования двух других дел. Первое — это так называемое дело рейджеров, в рамках которого расследуется виновность экс-министра в нанесении оскорблений нескольким спецназовцам. Также расследуется роль Ахалая в бытность главой департамента исполнения наказаний в подавлении бунта в Ортачальской тюрьме 26 марта 2005 года. Тогда погибли 7 заключенных.
Адвокаты подследственного рассчитывают, что суд оправдает их подзащитного и по этим делам. По утверждению защиты, в деле о тюремном бунте против Ахалая свидетельствуют только криминальные авторитеты, несколько раз менявшие свои показания.
Вместе с тем прокуратура расследует другие обвинения в адрес Ахалая. В их числе заявление от супруги бывшего полковника минобороны Серго Тетрадзе, убитого в тюремной камере во время пыток, в которых, как утверждает женщина, Ахалая принимал непосредственное участие. Заявление против бывших высокопоставленных силовиков (включая Ахалая) в прокуратуру подала и сестра спецназовца Арчила Чохели, погибшего во время спецоперации в Лопотском ущелье в августе 2012 года.
Ахалая покинул Грузию вместе со своим братом Датой, также занимавшим высокие посты в минобороны, сразу же после победы в октябре 2012 года на парламентских выборах оппозиционной коалиции «Грузинская мечта». В стране сразу же заговорили о том, что бывший министр пытается обезопасить себя от возможных претензий со стороны новых властей. Однако потом соратник Саакашвили неожиданно вернулся на родину.
Ахалая был задержан в ноябре 2012 года после многочасового допроса в главной прокуратуре Грузии, куда он был приглашен для дачи показаний в качестве свидетеля.