Западные СМИ обрушились с критикой на режим Путина после обвинительного вердикта Алексею Навальному, который 18 июля был приговорен Ленинским районным судом Кирова к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.
Приговор в отношении Навального демонстрирует, что Владимир Путин на самом деле кажется слабым и неуверенным человеком, пишет The New York Times. «Путин пытается уничтожить еще одного противника», — так озаглавлена редакционная статья. По словам авторов материала, в четверг Путин в очередной раз прибегнул к манипуляции системой для победы над потенциальным политическим соперником. «Выдвинутые обвинения и суровое наказание стали прозрачным ответом на кампанию Навального против коррупции и против «Единой России», — полагают журналисты. Давно очевидно, что Путин не терпит ни возражений, ни даже политических дебатов, но он не будет находиться у власти всегда, заключает газета.
Своими действиями, отмечает New York Times, Кремль перешел порог: ранее оппозиционеров старались не приговаривать к реальным срокам заключения.
Time считает, что тюремное заключение Навального может стать поворотной точкой в жизни России. Благодаря российской системе правосудия у оппозиционного движения появился мученик, вокруг которого можно сплотиться, говорится в статье.
Агентство Reuters назвало Навального самым известным российским лидером оппозиции с советских времен, который был привлечен к уголовной ответственности. The Los Angeles Times, в свою очередь, назвала Навального вторым самым известным российским политическим заключенным после Михаила Ходорковского.
Газета The Guardian в обжаловании ареста Навального прокуратурой увидела признаки того, что Кремль не уверен в методах борьбы с протестующими. The Washington Post не исключает, что это была попытка дать обществу время и возможность утихомириться.
«Масштабы политических репрессий в сегодняшней России примерно сопоставимы с репрессиями в Мьянме при военном правлении», — замечает Пол Родерик Грегори на страницах журнала Forbes.
Приговор Алексею Навальному по делу «Кировлеса» демонстрирует не силу президента России Владимира Путина, а слабость российской оппозиции, говорится в статье The Independent.
По мнению автора материала, чем более публичной фигурой становился Навальный, тем больше его поддержка начинала давать трещины: он выглядел все менее и менее убедительным в качестве лидера сбалансированной оппозиции. Навальный родился в СССР и сформировался в хаотичные 1990-е годы, он больше принадлежит старой эре, чем началу новой, считает автор заметки.
Журнал The Economist обратил внимание на противоречия в действиях Кремля, отражающих борьбу разных игроков внутри правящей элиты. Как пишет издание, после того как Навальный стал кандидатом в мэры Москвы и был признан виновным по делу «Кировлеса», у Путина возникла дилемма — как избавиться от этого оппозиционера и одновременно использовать его для большей легитимности сентябрьских выборов.
Газета Le Monde назвала приговор Навальному «победой консервативно-репрессивного крыла режима, не способного на диалог и компромиссы».
The Daily Mail назвала реакцию международного сообщества на приговор «бурей возмущения против Владимира Путина». Навального посадили, чтобы не дать ему баллотироваться в мэры Москвы и участвовать в сложных для Путина выборах президента в 2018 году, отмечает издание.
С критикой приговора выступили США и ЕС.
«Жесткий приговор Навальному — это один из последних примеров вызывающей беспокойство тенденции на подавление гражданского общества в России», — заявил официальный представитель Белого дома Джей Карни. Ранее свое разочарование решением суда высказал посол США в России Майкл Макфол. Не остались в стороне и ряд американских сенаторов. Так, республиканец Джон Маккейн сказал, что приговор Навальному был бы полным фарсом, не будь он так трагичен, особенно для России. Озабоченность приговором выразила также верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
О критике из Германии написала Deutsche Welle. «Для нас это очередное доказательство существования авторитарной политики в России, которая не допускает многообразия и плюрализма», — сказал, в частности, координатор германо-российского межобщественного сотрудничества в МИД ФРГ Андреас Шоккенхофф.
«Навальный в тюрьме. Все, что остается, — это лозунг «не забудем, не простим!», — заключает Le Figaro.