Официально штабами кандидатов в мэры Москвы Сергея Собянина и Андрея Воробьева считаются публичные структуры, состоящие из депутатов, общественников, артистов и журналистов. Первым был сформирован штаб Собянина, который возглавила депутат Госдумы Людмила Швецова. В него входят ректоры столичных вузов, руководители больниц и школ, член Совета федерации Людмила Драгункина, депутат Госдумы Владимир Крупенников, актеры Гоша Куценко и Мария Миронова, режиссеры Андрей Кончаловский и Карен Шахназаров, президент КВН Александр Масляков, экс-министр культуры Михаил Швыдкой, журналист Максим Шевченко, бизнесмены Ольга Плешакова («Трансаэро») и Михаил Куснерович. Всего в штабе Собянина 36 человек.
«Каждый член штаба — представитель определенной части аудитории или эксперт, способный вести с ней диалог», — рассказал «Газете.Ru» источник в штабе Сергея Собянина.
Штаб «общественной поддержки» Воробьева собрался чуть позже, и он не такой представительный. Его возглавляет космонавт Максим Сураев. Кроме того, в структуру входят главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, депутат Госдумы Валентина Кабанова и Юрий Липатов, депутат Мособлдумы, пятикратная чемпионка Олимпийских игр Лариса Лазутина, общественники и активисты.
Хотя штаб Андрея Воробьева был собран позже, его члены раньше начали выезжать на места.
«Они рассказывают людям о Воробьеве, его программе, идеях. Встречи уже прошли в Мытищах, Одинцово, Воскресенске», — отрапортовали в штабе кандидата.
Как уже писала «Газета.Ru», встречи членов штаба Собянина с москвичами начнутся с середины июля, а на следующей неделе состоится заседание, на котором префектуры представят свои заявки.
«Потребность будут диктовать они. Если есть какие-то протестные очаги из-за расширения или строительства дороги, вырубки парка, то с людьми поговорит профильный эксперт. Где-то интереснее будет встреча со звездами: Андреем Кончаловским, Александром Масляковым, Кареном Шахназаровым. Прямой агитации на встречах фактически не будет, это будет разговор о проблемах, о том, что делается для их решения», — говорит собеседник в штабе.
У общественных штабов кандидатов есть отделения на местах: в Подмосковье в районах и крупных городах, в Москве в округах. Возглавляют их те же общественники и бюджетники. В Химках, например, это главная медсестра городской поликлиники № 2 Надежда Смирнова, в Восточном округе столицы — Ирина Слуцкая, в Южном округе — глава окружного управления соцзащиты Елена Утунова, в ЦАО — директор Дома русского зарубежья Александр Москвин.
Реальных технологических решений общественные штабы не принимают.
«Они скорее подчиняются технологам», — пояснил источник, близкий к штабу Андрея Воробьева.
Директор института избирательных технологий Евгений Сучков указывает, что так называемые общественные штабы нужны для «мобилизации лидеров общественного мнения».
«Это отработанная со времен Ельцина технология, она применялась и Владимиром Путиным. У избирателей формируется образ кандидата, поддержанного уважаемыми людьми. Это не худший вариант ведения кампании», — добавил Евгений Сучков.
Дело техников
В Москве кампанию ведет организация «ИМА-консалтинг», которая традиционно работает со столичной мэрией и «Единой Россией» еще со времен Юрия Лужкова. Кампанией Андрея Воробьева руководит калининградский политтехнолог Алексей Высоцкий. Как выяснила «Газета.Ru», свою карьеру на этом поприще он начал недавно.
«В Калининграде он работал в качестве социолога, а кампаний не вел. Интересно, что Высоцкий вел один из проектов с основателем методологической школы Петром Щедровицким на Украине. В регионе он работал в том числе на администрацию области и «Единую Россию», — вспоминает депутат калининградской облдумы от «Гражданской платформы» журналист Арсений Махлов.
В Подмосковье Алексей Высоцкий начал работу с кампании в Химках. По словам источника, близкого к администрации города, он был нанят на работу в качестве социолога, однако руководитель кампании заболел, и Высоцкий стал исполнять его обязанности.
«На этом посту он показал себя хорошо, пригодились социологический опыт и знания. Высоцкий присутствовал на планерках в администрации, его заметили. На выборах в Жуковском он был приглашен вновь, а сейчас возглавляет штаб Андрея Воробьева», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
На выборах в Химках он придумал ряд креативных ходов, например выдвижение в качестве кандидата Сергея Паука Троицкого.
«Но кампания рьяного креатива и не требовала, как в общем-то не требует его и кампания Воробьева», — разводит руками источник в штабе.
Кроме того, в работе штаба принимают участие бывший глава политдепартамента «Единой России» Алексей Чадаев, отвечающий за «идеологию и стратегию», и экс-член политсовета «Молодой гвардии» Мария Сергеева. Один из источников «Газеты.Ru», впрочем, уточняет, что идеологической частью занимается и Высоцкий.
Чиновники сверху
Венчает пирамиду штабов штаб административный. В Москве им руководит глава аппарата градоначальника, вице-мэр Анастасия Ракова. В Подмосковье — вице-губернатор Юрий Олейников.
«С ним можно работать, находить понимание, это грамотный человек», — говорит один из технологов, работавший в Подмосковье, в том числе и на оппозиционных кандидатов.
Однако большинство политтехнологов характеризуют и Ракову, и Олейникова как администраторов, и администраторов довольно жестких.
Непосредственно за проведение выборов в администрации Подмосковья отвечает глава управления внутренней политики, соратник Воробьева по работе в исполкоме «Единой России» Андрей Ильницкий.
«Он имеет право принимать решения, в отличие от того же Высоцкого, круг полномочий которого также ограничен», — указывает источник.
По словам главы политической экспертной группы Константина Калачева, общественный и технологический штабы лишь приложение к административному.
«В его задачу входит работа с бюджетниками, избиркомами, обеспечение явки, технологи могут только разнообразить эту работу. Штаб в идеале должен быть единым. Искушение множить структуры появляется, когда на кампанию выделены «лишние» деньги», — заявил «Газете.Ru» Константин Калачев.
Интересно, что в других регионах, где проходят губернаторские выборы, кандидаты от власти обходятся без общественных штабов. Евгений Сучков полагает, что это связано с общественными настроениями.
«Москва и Подмосковье — регионы сложные, с протестными настроениями, поэтому и нужно мобилизовать лидеров общественного мнения», — говорит он.
Константин Калачев связывает создание таких штабов с «формалистским проектным подходом, который позволяет легче осваивать бюджеты».