Представители Региональной общественной организации «Голос» внесли во вторник в здание участка № 387 мирового суда Басманного района коробку документов. Последующие четыре часа председатель РОО Роман Удот, адвокаты Фуркат Тишаев и Илья Сиволдаев поочередно доставали оттуда и читали возражения, экспертизы и ходатайства.
Возражали они против протокола Минюста, в котором говорилось о нарушении организацией закона (от декабря 2012 года), который обязывает все занимающиеся политической деятельностью на иностранные деньги НКО регистрироваться в качестве иностранного агента.
В качестве подобной политической деятельности РОО вменили проект кодекса избирательного законодательства, опубликованный на сайте ассоциации «Голос»,
а также участие директора ассоциации Лилии Шибановой в обсуждении проекта избирательного законодательства на «круглом столе» «Комитета гражданских инициатив» Алексея Кудрина. Политической деятельностью в Минюсте сочли и интервью Шибановой телеканалу «Дождь».
Об этом кратко сообщила суду замдиректора департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Татьяна Вагина. Говорила она быстро и уверено, лишь путалась с названиями — ассоциации «Голос» и РОО «Голос».
Роман Удот поспешил объяснить причину такой путаницы: региональный «Голос» и ее одноименная головная структура, которой руководит Шибанова, — это два разных юридических лица.
Проект избирательного кодекса действительно был разработан РОО еще в 2011 году, то есть до вступления в силу закона об иностранных агентах. Тогда же РОО прекратила свою работу над кодексом, следовательно, больше не несла ответственности за его последующее распространение другим юридическим лицом — ассоциацией «Голос», заявил Удот.
Однако, по словам Вагиной, на сайте www.golos.org продолжается сбор подписей в поддержку проекта. Удот парировал аргумент представителя Минюста, предоставив суду ряд доказательств, что данный интернет-ресурс также принадлежит другому юридическому лицу — все той же ассоциации «Голос», которая, по его словам, не получает иностранного финансирования, если не считать норвежскую премию имени Андрея Сахарова, от которой ассоциация отказалась.
В апреле ассоциация «Голос» была признана судом иностранным агентом именно за норвежскую премию, которую так и не получила, и за публикацию на своем сайте проекта избирательного кодекса. Тогда суд оштрафовал ассоциацию на 300 тысяч рублей, а ее директора Лилию Шибанову на 100 тысяч рублей.
«Еще до обсуждения закона об иностранных агентах мы начали думать, как будем реагировать. Мы четко разделили обязанности ассоциация — наблюдение за выборами, и с 2010 года ассоциация не получала иностранного финансирования. РОО же, как было решено, отвечает за вовлечение граждан в муниципальное самоуправление», — объяснял Удот.
Таким образом, в отличие от ассоциации, заявил Удот, РОО действительно получает иностранное финансирование, но политической деятельностью не занимается. В декабре 2012 года РОО получила грант на сумму 675 тысяч рублей от «Норвежского комитета Хельсинкской группы». Деньги были выделены на проект «Укрепление роли советов депутатов местного самоуправления» в 15 регионах.
Кроме того, в декабре 2012 года комиссия Европарламента выделила РОО грант на сумму 3,7 млн на развитие инициатив гражданского общества.
«Именно работа с подобными проектами, никак не связанными с государственной политикой, и взяло на себя РОО после вступления закона об агентах в силу», — заявил Удот.
С учетом того, что Шибанова — директор ассоциации, РОО не может нести ответственность за ее выступление в СМИ и на «круглом столе» «Комитета гражданских инициатив» Кудрина. Удот представил суду заключение лингвистической экспертизы, которая не нашла признаков того, что в интервью Шибанова говорит от лица РОО.
В ответ Вагина согласилась, что речь идет о двух разных юридических лицах, «но они действуют вместе, поэтому отвечать должны обе».
«Очень много было сказано лишнего и не относящегося к составу, — прокомментировала Вагина трехчасовое выступление защиты. — В уставе ассоциации сказано, что она координирует деятельность своих членов, в том числе региональных организаций (что, видимо, означает, по мнению представителя Минюста, связь между РОО и ассоциацией).
Вагина признала, что де-юре проект избирательного кодека закрыт: «Но прекратили ли РОО и ассоциации продвигать этот кодекс? Сейчас он там продвигается — с сайта ассоциации можно перейти на кодекс разработанный РОО».
К тому же в отчете о составлении проекта избирательного кодекса, который РОО подписала в 2011 году, Вагина нашла пункт о том, что организация и дальше собирается продвигать проект.
«Мы же не знали тогда, что примут закон об иностранных агентах. Когда я был молодым, я давал клятву, что буду защищать СССР», — отчаянно и безрезультатно возражал Удот.
Также Вагина опровергла доводы защиты, что Шибанова в СМИ представляла не РОО, а ассоциацию «Голос». «Лингвистам были заданы некорректные вопросы», — сказала представитель Минюста. В связи с этим у защиты появились вопросы к Вагиной, но та после четырех часов заседания отказалась на них отвечать. «Уже достаточно сказано», — резюмировала она.
Судья Наталия Чуканова удалилась в совещательную комнату и через час постановила признать РОО иностранным агентом и оштрафовать на 300 тысяч рублей.