В последнее время власти Венесуэлы своими заявлениями и инициативами все чаще обнаруживают признаки усиления разногласий внутри руководства страны. В конце прошлой недели прокуратура Венесуэлы сообщила, что начинает расследование в связи с записью разговора между сотрудником кубинских спецслужб Арамисом Паласьо и известным в стране тележурналистом Марио Сильва, в котором председатель национальной ассамблеи (парламента) Диосдадо Кабельо обвиняется в попытке государственного переворота.
Спустя всего несколько дней после того, как эта история стала достоянием общественности, в местных СМИ появилась информация о том, что
президент Венесуэлы Николас Мадуро приказал Боливарианским вооруженным силам создать отряды рабочей милиции.
«Нас будут больше уважать, в рядах рабочей милиции будут находиться 300 тысяч, 500 тысяч, миллион, два миллиона человек в военной форме, вооруженных и обученных защищать суверенитет своей родины», — так объяснил свое решение Мадуро.
«Для чего вооружать рабочих, если в правовом государстве монополией на оружие владеют вооруженные силы и полиция?» — прокомментировал инициативу властей исполнительный секретарь оппозиционного Блока демократического единства Рамон Гильермо Авеледо, подчеркнув, что решение Мадуро не что иное, как желание «запугать оппозицию».
«Я еще накануне смерти Чавеса говорил о том, что борьба за власть выплеснется на поверхность спустя какое-то время. Сейчас это и происходит. Напомню, что выбор в пользу Мадуро был сделан Чавесом при поддержке кубинского руководства. Кабельо должен был стать врио президента согласно конституции, но был назван официальный преемник, и этого не произошло – им стал Мадуро. Это и стало началом конфликта, который сейчас потихонечку тлеет, но может разгореться», — еще в конце прошлой недели в беседе с «Газетой.Ru» рассказал ведущий научный сотрудник института Латинской Америки Эмиль Дабагян.
Очередным доказательством шаткости власти Мадуро является и его заявление об охоте на него американского империализма, сделанное накануне.
«Правые фашистские силы и империя ведут на меня охоту, пытаются выяснить, куда я направляюсь, поэтому мне приходится беречься.
Я обязан беречь свою жизнь, чтобы продолжать выполнение задач, порученных мне верховным команданте Уго Чавесом и теми, кто проголосовал за мою кандидатуру 14 апреля, чтобы я мог стать первым рабочим и чавистским президентом, управлял страной и строил социализм на благо нашего народа», — цитируют слова Мадуро местные СМИ.
Еще до президентских выборов, которые прошли в Венесуэле в начале апреля, официальный преемник Чавеса неоднократно обвинял США в готовящемся на него покушении. «Они готовы на убийства, подрыв всей политической системы Венесуэлы, покушение на мою жизнь. Будьте бдительны! Мы должны все вместе противостоять наемникам из Центральной Америки», — заявил Мадуро сразу после новостей о смерти Чавеса. Ранее в попытках убить Мадуро подозревались не только администрация США, но и венесуэльская оппозиция, а также бывший президент Колумбии. Мадуро пообещал усилить свою охрану не только во время своих международных визитов, но и на территории страны.
«Позиции Мадуро чрезвычайно слабы.
Все окружение крайне недовольно результатами прошедших выборов. Более того, даже среди руководства порой высказываются идеи о референдуме, чтобы его каким-то образом переизбрать. Главный его соперник на сегодняшний день – Кабельо. Это сильная фигура, которая имеет хорошую опору среди вооруженных сил. Несмотря на периодические объятия с Мадуро, Кабельо держит руку на пульсе», — рассказал «Газете.Ru» замдиректора Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев.
«У Мадуро очень узкая социальная опора, которая сокращается с каждым днем. Вчера уже сообщили, что даже в церкви не хватает вина на церемонии. Ему нужно находить срочно деньги, искать спонсоров, так как даже главная нефтяная компания страны находится под контролем Кабельо. Он сегодня даже не в состоянии хоть каким-то образом продолжать начатые Чавесом социальные программы, так как просто на это нет средств», — пояснил эксперт.
Однако отставки Мадуро в ближайшее время, скорее всего, не последует. «Я не думаю, зная латиноамериканский менталитет руководителей, что Мадуро уйдет или его скоро «уйдут». Тем более что он окружает себя кубинскими спецслужбами, которые весьма опытные. Но ему что-то нужно предпринимать, иначе это будут кухонные бунты – страшная политическая сила! Кабельо сейчас немного отстранился, наблюдает, чем дело кончится и не свалится ли власть сама ему в руки. На месте Каприлеса я бы тоже успокоился и немного подождал. Здесь сработает политика зрелого плода: плод сам созреет и упадет», — уверен Сударев.