В понедельник вечером на закрытом заседании фракции «Справедливая Россия» обсуждали деятельность депутата Ильи Пономарева в связи со скандалом вокруг инновационного центра «Сколково» и с заявлением Следственного комитета о возможности возбуждения против Пономарева уголовного дела. Депутат несколько лет назад получил от «Сколково» заказ стоимостью $750 тыс. на проведение масштабных исследований, чтение лекций и привлечение к работе «Сколково» ведущих мировых специалистов. Теперь в отношение вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова возбуждено уголовное дело о растрате, а Следственный комитет намерен добиваться снятия депутатской неприкосновенности с Пономарева, так как, по мнению силовиков, деньги ему передали незаконно.
Заседание «эсеров» проходило в закрытом режиме, однако в секрете его суть сохранить руководству партии не удалось: ораторы выступали так громко, что их было слышно сквозь неплотно прикрытые двери.
Два собеседника «Газеты.Ru», присутствовавшие на заседании фракции, также пересказали его в подробностях.
В частности, председатель «Справедливой России» Николай Левичев предложил Пономареву «подумать над тем, чтобы сложить с себя полномочия депутата, тем самым принять удар на себя и отвести его от партии».
«За лекции такие деньги не платят никому, даже в США, об этом говорит вся научная общественность!
Вся эта ситуация лично у меня вызвала огромное разочарование!» – пламенно говорила председатель комитета по делам семьи и женщин Елена Мизулина, также предложив Пономареву подумать о сдаче мандата.
В поддержку опального депутата выступил лишь Дмитрий Гудков, недавно исключенный из партии «Справедливая Россия», но, в качестве депутата все еще остающийся в ее думской фракции. Гудков пытался объяснить коллегам, что на месте Пономарева может оказаться любой, потому что
«Сколково» — это лишь предлог, чтобы оказать на оппозиционного депутата давление, приводя в качестве примера повышенное внимание силовиков к другому депутату от СР Олегу Михееву, а также изгнание из Госдумы голосованием палаты Геннадия Гудкова, которого обвинили в занятии бизнесом, что запрещено совмещать с депутатской деятельностью.
«Илья Пономарев привлек в «Сколково» инвестиции, в 200 раз превышающие полученный им гонорар», — отметил Гудков.
После него слово взял депутат Александр Тарнавский, получивший мандат после изгнания из Госдумы Геннадия Гудкова. Тарнавского, впрочем, больше всего задел факт сотрудничества некоторых депутатов от СР (речь идет, в частности, о Дмитрии Гудкове) с экс-министром финансов Алексеем Кудриным и его Фондом гражданских инициатив. Дмитрий Гудков неделю назад внес поправки в закон «О выборах депутатов Государственной думы», разработанные совместно с Фондом Кудрина.
Пономарев говорил о расколе элит и о том, что конфликт вокруг «Сколково», в котором его пытаются сделать главным виновником всех бед, – это один из эпизодов войны между властными кланами,
к которым сам он не имеет отношения, и о том, что в его действиях не было нарушения закона, а гонорар он честно отработал, когда привлек к работе со «Сколково», к примеру, Массачусетский университет, нобелевских лауреатов и ученых с мировым именем.
Наконец, слово взял лидер СР Сергей Миронов. Он сказал, что Пономарев нанес партии репутационный ущерб в связи со «Сколково» тем, что допустил некорректное высказывание о российской профессуре. Само высказывание, вызвавшего такой гнев научного сообщества Миронов не цитировал, но, вероятно, речь идет о фразе Пономарева о том, что зарплаты и гонорары у российских ученых ниже, чем у их заокеанских коллег. Это замечание вызвало, по словам Миронова, такое негодование российской профессуры, что Пономареву надо вынести за него партийное порицание, обязать публично извиниться перед профессорской и научной средой России, а также прекратить активно комментировать ситуацию со «Сколково» в СМИ, так как «все, что он скажет, будет использовано против него».
Журналистам, впрочем, Миронов публично объявил несколько другой набор санкций, которые грозят Пономареву. «Илье Пономареву вынесено порицание, рекомендовано извиниться перед профессурой и добровольно сдать мандат», — сказал Миронов, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru».
Между тем, два источника «Газеты.Ru», присутствовавшие на заседании фракции, отметили, что предложение Пономареву добровольно сложить с себя полномочия, на голосование депутатов не ставилось.
Что касается лишения Пономарева депутатской неприкосновенности, то, по словам Миронова, «Справедливая Россия» голосовать за это решение не станет, и вообще от голосования по этому вопросу просто воздержится.
«Справедливая Россия» не будет захватывать думскую трибуну, когда вопрос о лишении Пономарева иммунитета поставят в повестку дня», — пошутил Дмитрий Гудков, комментируя эту ситуацию.
Сам Пономарев сказал «Газете.Ru», что разговор получился конструктивным и прошел в рабочей атмосфере.
После этого Пономарев и Миронов продолжили разговор уже в частном порядке в кабинете лидера партии.
Впрочем, позиция СР в случае, если вопрос будет вынесен на повестку дня, не будет определяющей. «Ждем документы из Генпрокуратуры. Когда поступят, будем их внимательно изучать, если понадобится, то и с участием профильной комиссии (по проверке достоверности сведений в декларациях депутатов о доходах. – «Газета.Ru»)», — сказал «Газете.Ru» вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк, добавив, что ЕР поддержит лишение Пономарева депутатской неприкосновенности.
Позже о готовности поддержать это решение заявили коммунисты, что касается ЛДПР, то эта партия обычно голосует «за» в этом вопросе после того, как в прошлом созыве Госдумы депутаты сняли иммунитет с одного из соратников Владимира Жириновского Ашота Егиазаряна.