Президент Сербии Томислав Николич в интервью боснийскому телеканалу попросил прощения за военные преступления против боснийских мусульман в 1990-х годах, в том числе за массовое убийство восьми тысяч человек в Сребренице 11 июля 1995 года. Об этом стало известно в четверг, спустя менее недели после фактического признания Сербией независимости Косово.
Интервью, в котором Николич сделал покаянное заявление, выйдет в эфир целиком только 7 мая, но фрагмент с извинениями Николича канал обнародовал уже сейчас.
«Я преклоняю колени и прошу для Сербии помилования за преступление, совершенное в Сребренице. Прошу прощения за все преступления, которые отдельные лица совершали во имя нашей страны и нашего народа», — сказал Николич. Он, однако, отказался признать расправу в Сребренице геноцидом, каковым в 2007 году ее признал Гаагский трибунал.
По мнению Николича, факт геноцида в Сребренице еще нужно доказать. На настойчивую реплику журналистки о том, что произошедшее в Сребренице имеет признаки геноцида, Николич ответил: «То, что произошло в бывшей Югославии, имеет признаки геноцида». Он привел в пример операцию «Буря», проведенную менее чем через месяц после бойни в Сребренице совместно армиями Хорватии и Боснии и Герцеговины, в ходе которой были убиты несколько тысяч сербов. Николич, впрочем, признал, что происшедшее в Сребренице имеет особый вес в истории балканского конфликта просто в силу того, что там были убиты восемь тысяч человек. Эта резня считается одной из самых известных среди многочисленных кровавых событий гражданской войны в Югославии 1991–1995 годов.
Сербский президент добавил, что планирует лично посетить город, но не 11 июля, в официальный день памяти жертв Сребреницы.
Гаагский трибунал квалифицировал события в Сребренице как геноцид. В данный момент под судом по этому обвинению находится генерал Ратко Младич, который был одним из командующих операцией в Сребренице. Ранее за это массовое убийство пять лет лишения свободы получил наемник Дражен Эрдемович, но спустя 3,5 года его выпустили на свободу и на основе его показаний осудили на 46 лет тюрьмы генерала Радислава Крстича (позже ему снизили срок до 35 лет). Больше за расправу в Сребренице никто осужден не был.
В своем интервью Николич также заявил, что считает боснийцами сербов из Республики Сербской – одной из двух составных частей Боснии и Герцеговины, хоть некоторые из них, по словам президента, и не любят, когда их так называют. (Сребреница сейчас входит в состав Республики Сербской, преимущественно населенной сербами).
На это заявление Николича резко отреагировал исполнительный секретарь Альянса независимых социал-демократов Республики Сербской Райко Васич. «То, как президент Сербии в интервью BHT назвал сербов из Республики Сербской, находится на границе приемлемости и является оскорбительным…
Реальность такова, что сербы и хорваты в Боснии отказались идентифицировать себя как «боснийцы» и это должно быть принято во внимание в общественной и политической коммуникации », — говорится в заявлении на сайте Васича.
Политик считает, что слово «боснийский» является «наследием социалистических и коммунистических мифов и не отражает нового географического, политического и национального статуса Боснии и Герцеговины на Балканах».
Президент Республики Сербской Милорад Додик, в свою очередь, отказался давать какую-либо оценку этому высказыванию Николича. «Я уверен, что каждый гражданин Республики Сербской и Сербии займет свою позицию по отношению к тому, что было сказано, и было бы неправильным открывать общественную дискуссию», — сказал он, предложив сосредоточить общественное внимание на переговорах Белграда с Косово. По мнению Додика, гораздо более важным является то, что журналистка, бравшая интервью у Николича, вела себя по отношению к нему грубо, «унижала» его и несколько раз буквально перешла на крик, чтобы заставить его в итоге дать тот ответ, который она хотела услышать.
Николич принес извинения за массовое убийство в Сребренице после визита на прошлой неделе в Сербию двух из трех членов президиума Боснии и Герцеговины – «коллективного президента» этой страны.
«Сербия является гарантом Дейтонского соглашения (соглашение, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине и разделившее ее на Федерацию Боснии и Герцеговины и Республику Сербскую. – «Газета.Ru») и хочет для Боснии и Герцеговины возможно лучшего экономического, торгового и любого другого развития, стабильности и безопасности. Сербия хочет помочь ей на этом пути. Сербия всегда рядом, когда вам это нужно, и, если понадобится, будет помогать», — заявил Николич по итогам переговоров с сербом Небойшей Радмановичем и бошняком Бакиром Изетбеговичем — сыном первого президента Боснии и Герцеговины в 1990–1996 годах Алии Изетбеговича.
По некоторым данным, во время этого визита Изетбегович как раз просил Николича о том, чтобы Сербия «не отрицала геноцид в Сребренице и не преуменьшала того, что произошло в Боснии 20 лет назад и роли Сербии в этом».
Между тем третий член президиума Боснии и Герцеговинвины – хорват Желько Комшич — ехать в Сербию отказался, и ситуация на данный момент повисла в воздухе. Николич уже заявил, что надеется выйти на связь с Комшичем. В свою очередь, сам Комшич в четверг приветствовал заявление Николича, упомянув в контексте последних переговоров Белграда с Косово «европейскую интеграцию». «Я думаю, что такое заявление может способствовать снижению напряженности и улучшению отношений между БиГ и Республикой Сербией.
Настало время общего будущего и европейской интеграции для всех стран региона, которые основывали бы свои отношения на добрососедстве и взаимном уважении суверенитета и территориальной целостности», — заявил хорват.
Первым президентом Сербии, который попросил прощения за преступления против боснийцев, в 2004 году во время визита в Сараево, стал извечный соперник Николича на президентских выборах Борис Тадич. Позже, в 2007-м, в интервью хорватской радиостанции он извинился еще и перед «всеми гражданами Хорватии и всем хорватским народом» и взял на себя ответственность за все совершенные в 1990-е годы преступления.
В 2010 году Тадич стал первым президентом Сербии, посетившим свиноферму Овчары под хорватским городом Вуковар на сербской границе, где в ноябре 1991 года были казнены около 250 хорватских мирных граждан. Однако
эксперты считают извинения от националиста Николича более важными, так как в 1990-е годы он был одним из приближенных Слободана Милошевича, а в 1999-м даже занимал пост вице-премьера Югославии. По мнению политологов, нынешние извинения Николича должны повлечь за собой череду ответных извинений глав других государств – членов бывшей Югославии.
Между тем нынешний президент Хорватии Иво Йосипович, например, такие извинения уже приносил в ответ на извинения Бориса Тадича.
Авторитетный сербский социолог Весна Пешич заявила, что видит в нынешних извинениях Николича логическое продолжение фактического признания Косово Сербией на прошлой неделе. На ее взгляд, это символическое окончание деления Югославии, которое Белград и Приштина документально оформили в минувшую пятницу.
«После безумия девяностых годов, которое мы еще не преодолели даже в 2000-е, мы начинаем преодолевать его, мы начинаем учиться», — сказала она. Политический аналитик Деян Вук Станкович также заметила в извинениях Николича желание «окончательно разрешить все конфликты с соседними странами и народами».
Политологи Георг Вукадинович и Душан Янич, а также глава Сербской Хельсинкской группы Соня Бисерко полагают, что извинения принесены Николичем для того, чтобы нивелировать его ранние более жесткие высказывания по этому вопросу, которые вызвали недовольство на Западе, в особенности в Германии.
Между тем именно западные страны фактически будут принимать решение о возможности вступления Сербии в ЕС, ради которого она и признала Косово.
Министр иностранных дел Косово Энвер Ходжай уже заявил, что вслед за извинениями боснийским мусульманам Николич должен теперь попросить прощения и у косоваров. «Извинения президента Сербии за военные преступления в Боснии важны. Он также должен извиниться за военные преступления в Косово, которые были организованы правительством Сербии», — написал он в своем Twitter.