В четверг суд Пресненского района Москвы решал, является ли общественная ассоциация «Голос» виновной в нарушении закона об НКО-«иностранных агентах». Организация стала первой НКО в России, в отношении которой по инициативе Минюста было возбуждено административное дело за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента.
Еще при входе в здание Пресненского суда у корреспондента «Газеты.Ru» создалось ощущение, что судебное решение предопределено. На вопрос, в каком зале проходит слушания по «Голосу», охранник переспросил: «Америки?»
Когда первый судебный процесс по «иностранным агентам» начался, большинство присутствующих, за исключением тех, кто сидел на первых рядах, испытали разочарование: судья Елена Семеченко говорила настолько тихо, что в зале повисла почти абсолютная тишина, нарушаемая лишь шумом кондиционера и ерзанием людей на скамейках.
Впрочем, и расположившимся в первых рядах главе Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой и руководителю движения «За права человека» Льву Пономареву, с трудом удавалось различать слова судьи. «Они сознательно говорят под нос», — сказала на это Алексеева. На просьбу из зала говорить погромче судья пригрозила удалением. «Не слышно. Что вы сказали?» — откликнулись из зала.
Позицию Минюста представляла Татьяна Вагина, которая лично составляла протокол о нарушении. Защищал ассоциацию Рамиль Ахметгалиев, по правую от него руку сидел заместитель исполнительного директора организации «Голос» Григорий Мельконьянц.
Речь сразу же пошла о деньгах, которые «Голос», согласно версии Минюста, получил в прошлом году от Норвежского Хельсинкского комитета (НХК) в виде премии Сахарова.
Ахметгалиев подчеркнул, что это был не грант, а «награда за былые заслуги». Более того, адвокат утверждал, что ассоциация отказалась от денежной составляющей премии в размере $10 тыс.
Политическую деятельность Минюст углядел в разработанном «Голосом» проекте избирательного кодекса РФ несколько лет назад — он до сих пор размещен на сайте ассоциации. По словам защиты «Голоса», этим проектом занималась региональная общественная организация (РОО) «Голос», которая является членом ассоциации. Сама же ассоциация поддерживала проект тем, что давала ему интернет-площадку, но не занималась созданием кодекса, отмечал адвокат. Кроме того, в протоколе, составленном Минюстом,
ничего не говорится о том, что этот кодекс меняет государственную политику, а именно это является политической деятельностью, согласно закону об «иностранных агентах».
Средства премии Сахарова были перечислены на счет «Голоса» по ошибке, настаивала защита и в доказательство своих слов пригласила в качестве свидетеля заместителя генсекретаря НХК Гуннара Экелове-Слюдаль. Он подтвердил, что НХК перечислил средства на счет «Голоса», зная, что ассоциация отказалась от денег из-за возможных проблем с российским законом. Он сказал, что
это была ошибка, отметив, что впервые за историю премии лауреат отказывается от денег. По его словам, средства были перечислены 11 декабря, в том же месяце «Голос» сообщил им об ошибке, и 11 апреля средства покинули счет ассоциации.
Исполнительный директор РОО «Голос» Роман Удот, выступая в качества свидетеля, объяснял судье, что избирательный кодекс, в разработке которого он участвовал как эксперт, — это общественное достояние, которое после завершения финансирования со стороны Европейской комиссии живет своей жизнью, и им может воспользоваться любой человек. Например, президент Владимир Путин, который внес законопроект о смешанных выборах в Госдуму, что было одним из положений кодекса. Удот, обращаясь к судье, попутно пинал лежащий на полу свой рюкзак с белой ленточкой.
Доводы защиты выглядели убедительно, и даже казалось, что судья с ними соглашается, поэтому все были в предвкушении выступления представителя Минюста. Однако ожидания сторонников «Голоса» не оправдались. Когда адвокат Ахметгалиев начал задавать вопросы Вагиной, ей на помощь сразу пришла судья, которая отбила все вопросы: «Вопрос снимается, это правовой вопрос, это входит в компетенцию суда». В этот момент послышался шепот Пономарева:
«Судья прикрывает Минюст».
Судом было также отказано в удовлетворении ходатайства защиты о приостановлении процесса в связи с необходимостью направить в Конституционный суд запрос о соответствии закона об НКО Конституции России.
Судья признала «Голос» виновным в нарушении закона о некоммерческих организациях, который обязывает НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из-за рубежа, регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Ассоциация была оштрафована на 300 тысяч рублей (максимальный штраф по этой статье — 500 тысяч).
При этом в четверг мировой суд огласил только резолютивную часть решения, мотивировочная должна быть оглашена в течение 10 суток.
Лилия Шибанова сообщила «Газете.Ru», что будет обжаловать решение суда, но уже не питает иллюзий по поводу его позиции. «Вообще, это преступление Минюста», — считает она.
«Нас поставили в такие условия, что, скорее всего, мы будем вынуждены ликвидировать организацию, клеветать сами на себя и называться «иностранными агентами» мы не собираемся. У нас сейчас нет тех денег, которые мы должны заплатить» — сказала она в беседе с «Газетой.Ru».
Лилия Шибанова решением суда отдельно была оштрафована на 100 тыс. рублей по тому же обвинению — ст.19.34 КоАП РФ (нарушение деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента).
Корреспондент «Газеты.Ru» подошла к одиноко сидящей за столом Татьяне Вагиной, которая во время перерыва находилась в зале на положении врага и слышала из зала ремарки в свой адрес, что «нет у Минюста ни стыда, ни совести». На вопрос, что теперь будет с «Голосом», она ответила, что, если ассоциация не заплатит штраф и не признает себя «агентом», штрафы будут увеличены и в конце концов решением суда деятельность организации будет приостановлена.