Генпрокуратура нашла уже третьего «иностранного агента» среди российских НКО, причем в двух случаях это костромская организация. В среду прокуратура Костромы вынесла предостережение областной общественной организации Комитет солдатских матерей (КСМ) о недопустимости нарушений нового закона об НКО. Как объяснил заместитель прокурора Костромы Александр Смирнов, костромская НКО получает денежные средства из США и участвовала в наблюдении за выборами в Госдуму в 2011 году, при этом организация не подавала заявление о включении в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента».
По версии прокуроров, КСМ «превысил пределы своих уставных целей», когда начал сообщать о выявленных им нарушениях в период прохождения избирательной кампании и самих выборов в Госдуму и президента. Отметим, в Костромской области «Единая Россия» показала один из своих самых низких результатов по стране на парламентских выборах в 2011 году (34,2%).
«Костромской регион всегда отличался развитыми демократическими традициями, конкурентными выборами и сильной общественностью. Сломать этот тренд пытался губернатор Слюняев, но у него ничего не вышло. Сейчас мы видим второй заход — по силовой линии», — сказал «Газете.Ru» руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
В прокурорском предостережении (распространено ассоциацией «Агора») говорится, что комитетом была распространена следующая информация о ходе выборов в Костроме: «уничтожение предвыборных щитов конкурентов, незаконное голосование по открепительным удостоверениям, участие представителей органов исполнительной власти в руководстве процессом голосования, воздействие руководителей предприятий на своих работников и указание им, за кого необходимо голосовать, отсутствие допуска средств массовой информации на участок для голосования, запечатывание урн для голосования с заранее положенными туда бюллетенями, незаконная агитация органов государственной власти Костромской области и средств массовой информации».
Политическая деятельность комитета заключается, по мнению костромских прокуроров, в том, что он «целенаправленно воздействует на формирование имиджа избирательных комиссий и иных органов, участвующих в организации и проведении выборов».
«Прокуратуру интересовали отчетные документы по гранту. Мы работаем второй год на гранте NED (National Endowment for Democracy): это международный фонд поддержки демократии, деньги были направлены на защиту прав призывников, военнослужащих и их матерей; фонд не политический, они взяли отчеты за 2011 и 2012 год. В 2011 году, когда шли выборы и все буквально участвовали в работе наблюдателей, работники комитета, выражая свою гражданскую позицию, работали как наблюдатели, и это было зафиксировано в отчете: тогда же не было этого закона», — рассказала «Газете.Ru» председатель областного Комитета солдатских матерей Ирина Резникова.
По ее словам, поскольку это было до выхода закона об иностранных агентах, комитету сделали предостережение и пригрозили штрафом до 500 тыс. рублей, если еще будет что-то подобное. Минюст ранее подчеркивал, что данный закон обратной силы не имеет и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 ноября 2012 года.
«Это затрагивает нашу честь, достоинство и репутацию — на нас сейчас начнут косо смотреть, с нами перестанут работать чиновники, а наша работа построена на работе с военной прокуратурой, с военкоматами, с Минобороны, с войсковыми частями», — отмечает Резникова.
Предыдущее дело о нарушении закона об «иностранных агентах» было возбуждено накануне: под подозрение прокуратуры попал Костромской центр поддержки общественных инициатив, руководители которого работали координаторами ассоциации «Голос» — первого фигуранта дела об «иностранной агентуре» (об этом писала «Газета.Ru»). «Иностранного агента» в центре разглядел тогда прокурор Костромы Владимир Смирнов. Его подозрения вызвал организованный председателем правления центра Николаем Сорокиным и проведенный 28 февраля «круглый стол» «Перезагрузка перезагрузки: куда движутся российско-американские отношения?», на котором выступил заместитель министра-советника по политическим вопросам посольства США в России Говард Соломон. Напомним, «Голос» был обвинен Минюстом в политической деятельности за составление проекта Избирательного кодекса и в получении иностранного финансирования в виде присужденной норвежской премии имени Андрея Сахарова.
Вопрос о том, что считать политической деятельностью НКО, обсуждался в понедельник на заседании совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ). Об этом писала «Газета.Ru». Позиция Минюста, согласно которой деятельность НКО, занимающихся избирательным процессом, является политической, вызвала бурю возражений у правозащитников. Согласно новому закону об НКО, принятому в прошлом году, под политической деятельностью понимается организация и проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики. Члены совета Ирина Хакамада и Владимир Лукин подчеркнули, что под политической деятельностью следует понимать исключительно борьбу за власть. Члены СПЧ попросили Минюст инициировать изменение в законе об НКО некорректной формулировки в определении политической деятельности.
Депутат-единоросс Михаил Старшинов, соавтор нового закона об НКО, считает, что все, что связано с выборами, — это политика. По его мнению, те, кто наблюдает за выборами, могут формировать общественное мнение своими «голословными утверждениями о том, какая плохая власть». Что касается корректности формулировки понятия «политическая деятельность» в законе об НКО, то депутат сказал «Газете.Ru», что готов рассмотреть конкретные предложения от общественных или правозащитных организаций об изменении этого определения.
«Если в обоих костромских случаях будет признана судом правота прокуратуры, в таком случае можно закрыть все независимые от власти НКО в России», — говорит Кынев.