Адвокат Алексей Навальный, первым из видных российских оппозиционеров, не имеющих отношения к депутатству или госслужбе, опубликовал в своем блоге в LiveJournal декларацию о доходах за 2012 год. «Декларацию эту я никуда не сдаю, мы ее просто сами сварганили с помощью бухгалтеров по типу той, которую сдают те, кому положено. То есть это не юридический документ, а информационный», — пояснил блогер, напомнивший, что ранее давал обязательство рассказать всем интересующимся о своих доходах. Свою декларацию Навальный опубликовал на следующий день после того, как были опубликованы сведения о доходах депутатов Госдумы, ранее декларации обнародовали сотрудники администрации президента и правительства, а также члены верхней палаты парламента.
Согласно представленным документам, доход от адвокатской деятельности Навального составил почти 7,5 млн рублей. Кроме того, в прошлом году он получил доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях на 1,1 млн рублей.
Самая большая сумма в декларации — 8 млн 521 тыс. 597 рублей 28 копеек — получена от физических лиц «в порядке дарения» — это добровольные пожертвования, сделанные сторонниками Навального на функционирование его проекта «РосПил». «Большая сумма, указанная в строчке 1 пункта 3 декларации — это то, что вы перечисляете на «РосПил», если пользуетесь «Яндекс-деньгами» или «ПейПалом». Формально вы дарите мне эти деньги, поэтому они попадают в необлагаемый (налогом) доход. Эти средства я сразу перевожу на счета «РосПила», — объяснил в своем блоге Навальный.
В «кошельке» адвоката также доход в виде процентов, полученных на остаток средств на банковских счетах — 12 тыс. 166 рублей 45 копеек, а также не облагаемый налогом доход от продажи транспортного средства, находящегося в собственности более трех лет — 705 тыс. 500 рублей.
Таким образом, доходы Навального за 2012 год, с которых он уплатил налоги, составили 8 582 257 руб., не подлежащий же налогообложению прибыток составил 9 239 263 руб. 73 копейки.
Расходы Навального, как пояснил он, в основном составляют траты на семью (у оппозиционера двое несовершеннолетних детей) и на деятельность основанного им Фонда по борьбе с коррупцией. При этом он добавил, что третьей статьей расходов стали многочисленные уголовные разбирательства: «В этом году добавилась третья статья расходов: все эти липовые уголовные дела, которых СК запустил аж четыре штуки. Прямо скажем, организационные и финансовые ресурсы у нас не сильно сопоставимые. Они могут хоть у тысячи человек обыски провести и изъять все компьютеры и телефоны из дома, а мне потом надо постараться хоть как-то помочь людям, пострадавшим из-за меня. Хотя бы с адвокатом, чтобы жалобу написал на незаконный обыск. Не говоря уж о том, что сейчас придется ездить в Киров, там жить и защиту селить», — написал антикоррупционный блогер. В среду в Кирове суд начнет рассматривать дело о хищении средств у компании «Кировлес», в котором подозревается Навальный.
В разговоре с «Газетой.Ru» Навальный сказал, что не считает обязательной публикацию деклараций для других членов Координационного совета оппозиции.
«Члены КСО не распоряжаются деньгами налогоплательщиков в отличие от чиновников. Я не вижу причин, по которым Быков (писатель Дмитрий Быков), Дзядко (журналист Филипп Дзядко) или даже Винокуров (владелец телеканала «Дождь» Александр Винокуров), который является состоятельным человеком, должны публиковать сведения о своих средствах», — сказал оппозиционер.
По его словам, члены Координационного совета оппозиции не имеют никаких привилегий, а вместо этого лишь пользуются повышенным вниманием Следственного комитета. Обязанность публиковать декларации, на подготовку которых нужно тратить время, может еще больше отвратить людей от идеи участия в руководящих органах оппозиции, добавил Навальный. «Никаких целей мы не достигнем, а только создадим новые обязательства для членов КСО», — сказал он.
Публикацию своей декларации оппозиционер объяснил тем, что его Фонд по борьбе с коррупцией пытается «выстроить новый стандарт прозрачности» и занимается проверкой отчетности чиновников. В этих условиях Навальный посчитал необходимым раскрыть свои доходы.
Отвечая на вопрос о том, не может ли такая практика стать обязательной в связи с обвинениями в получении оппозиционерами западных грантов, Навальный отметил, что публикация деклараций не сможет гарантировать отказ от подобного финансирования. «Во-первых, никто из них (членов КСО. — «Газета.Ru») не является грантополучателем. Во-вторых, те, кто получают гранты, получают их не как физические лица, а на счета своих каких-нибудь НКО. В-третьих, претензии поступают со стороны кремлевских жуликов, которые так или иначе будут это говорить», — сказал Навальный.
Опрошенные «Газетой.Ru» оппозиционеры считают, что обнародование доходов — правильная тенденция, но в отношении себя они отвечали уклончиво.
«Навальный демонстрирует свою открытость и готовность жить под прицелом камер и общественности, он демонстрирует принципы европейского публичного политика», — прокомментировал в разговоре с «Газетой.Ru» член КСО Илья Яшин. По его словам, это правильная тенденция. «Это личное дело каждого, я свои доходы никогда не скрывал, хотя специально их никогда не обнародовал», — сказал оппозиционер, ранее признававший, что у него нет постоянного источника заработка и что деньги он получает в основном за счет политической аналитики.
«Это они (представители власти. – «Газета.Ru») все скрывают, а нам что скрывать», — говорит другой член КСО, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Борис Немцов, добавляя, что «эти доходы все эти чекисты, Путин, отлично знают, почему народ не должен знать». Про себя же он отметил: «Когда были выборы в КСО, я спокойно обнародовал свои доходы, хотя это не надо было, не каждые же три месяца мне их обнародовать». В интервью порталу Slon Немцов действительно ответил на вопрос о своем состоянии, заявив, что у него на счетах есть около 170 млн рублей, а в его собственности находится квартира в престижном районе столицы и автомобиль Range Rover. При этом оппозиционер отметил, что он не очень понимает, как это может помочь Навальному в среду на процессе.
Лидер партии «Демократический выбор» Владимир Милов считает, что обнародование доходов – это очень важно для любого политика, который хочет показать, что он лучше власти. Он приветствует обнародование доходов любого оппозиционера, так как это повышает к ним доверие. Сам Милов намерен представить свою декларацию не в ближайшее время, а когда будет участвовать в выборах в Московскую городскую думу в 2014 году.
Руководитель другой недавно зарегистрированной партии, «Гражданской платформы», миллиардер Михаил Прохоров считает, что информация о доходах любого политика, не только замещающего государственную должность, должна быть в открытом доступе, сообщили в его пресс-службе. Что касается раскрытия доходов самого Прохорова, то подобного запроса ему не поступало, добавили в пресс-службе политика. Журнал Forbes в своем рейтинге богатейших бизнесменов России за 2012 год оценивал состояние Прохорова в $14,2 млрд.
С лидером «Комитета гражданских инициатив» (КГИ) Алексеем Кудриным связаться во вторник не удалось. В его пресс-службе предпочли сослаться на КГИ, от имени которого вопрос о декларировании доходов и собственности никто не стал комментировать.
Обнародовавший свою декларацию уже дважды, как кандидат в депутаты Госдумы и как уже действующий народный избранник, еще один член КСО, бывший «эсер» Дмитрий Гудков согласен с тем, что публичность в отношении своих заработков — логичный шаг, особенно в ситуации Навального, которого обвиняют в хищении 16 млн рублей. «Не обязательно каждому оппозиционеру из КСО последовать примеру Навального, потому что они не получают денег из бюджета, это должно распространяться только на тех, кто за счет бюджета существует», — в то же время прокомментировал он.