Вторничные переговоры правительственных делегаций Сербии и Косово, прошедшие в Брюсселе при посредничестве Евросоюза, завершились полным провалом. Бывшая метрополия и мятежный край, чья независимость признана большинством западных стран и их союзников, так и не смогли договориться о нормализации отношений.
«В ближайшие дни будет проведен анализ и обсуждение переговоров. По некоторым пунктам мы по-прежнему далеки друг от друга, но был и определенный прогресс», — цитирует РИА «Новости» сербского премьера Ивицу Дачича. Глава правительства возглавлял сербскую делегацию на переговорах со своим косовским коллегой Хашимом Тачи.
Камнем преткновения стал статус сербскоязычных районов в Косово — нескольких муниципалитетов на севере края, граничащих с Сербией, а также анклавов внутри территории самопровозглашенной республики, в том числе в Косовской Митровице. Косовские власти противятся предоставлению автономии этим территориям, опасаясь сербского сепаратизма.
Сербская сторона согласилась на признание юрисдикции де-факто властей края над северными районами, поддерживающими тесную связь с бывшей метрополией, взамен на предоставление этим анклавам значительной внутренней автономии. Контроль Белграда над северными территориями беспокоит европейцев, поскольку не позволяет им свернуть миротворческую операцию, проходящую под эгидой НАТО, в рамках которой в самопровозглашенной республике находятся до 6 тысяч военнослужащих и гражданских специалистов.
Переговоры проходили столь сложно, что — об этом рассказал Дачич — первый вице-премьер сербского правительства и министр обороны страны Александр Вучич в ходе консультаций объявил, что подает в отставку, которая, однако, не была принята.
Попытка Вучича выйти из игры стала очередным свидетельством заметного раскола, произошедшего внутри сербских элит, в частности между Вучичем и премьером Дачичем. «Вучич был настроен более благожелательно к требованиям Приштины, он считал, что для Сербии главное заключить это соглашение, невзирая на то с какими уступками это связано, для того чтобы открыть путь в Евросоюз. Дачич занял в этом плане более жесткую позицию. Он отказался подписывать уже практически согласованный документ, чтобы не потерять поддержку внутри сербского общества, которое к этим переговорам относилось довольно скептически», — заявил «Газете.Ru» старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров. В то же время по итогам переговоров Дачич обозначил позицию сербской делегации как «единую».
Жесткую позицию Белграда поддержали сербские власти севера края: собравшаяся в среду ассамблея четырех сербских муниципалитетов подтвердила свою приверженность широкой автономии. Драгиша Васич, мэр Лепосавича, одного из четырех муниципалитетов, где сербы сохраняют большинство, призвал всех соотечественников быть наготове, в случае если международное сообщество решит надавить на Белград и окончательно переподчинить сербские районы Приштине, передает сербская радиостанция B92.
«Пропасть между двумя сторонами очень узкая, но глубокая», — заявила по итогам серии переговоров, в общей сложности длившихся 12 часов, верховный представитель ЕС по внешней политике баронесса Кэтрин Эштон.
Непосредственно статуса Косово, провозгласившего независимость от Сербии в феврале 2008 года, в ходе переговоров стороны предпочли не касаться.
Последний раунд переговоров Белграда с Приштиной многие эксперты называли ключевым для будущего сербско-косовского урегулирования.
Стороны конфликта встречались в Бельгии уже в восьмой раз: диалог при посредничестве Евросоюза начался в марте 2011 года, и с тех пор сторонам удалось значительно расширить повестку обсуждений.
По словам Искендерова, нынешнее обострение в переговорах возникло не так давно. «Сами переговоры продолжаются с октября прошлого года, и с первого по шестой раунды сторонам удавалось достигать каких-то компромиссных соглашений, шли на уступки как косовско-албанская сторона, так и сербская. Однако два последних раунда, седьмой и восьмой, на которые возлагались особые надежды, завершились неудачей: сторонам не удалось достичь никаких договоренностей», — пояснил эксперт. На его взгляд, причина состоит в том, что именно перед этими раундами Евросоюз и США усилили давление на делегацию Сербии. «Они хотели заключить соглашение до начала апреля, поскольку в середине апреля Совет Евросоюза будет рассматривать заявки Косово и Сербии на вступление в Евросоюз. В связи с этим от Сербии в ультимативной форме потребовали согласиться практически на все требования Приштины, в то время как на предыдущих раундах позиция Евросоюза была все-таки более сдержанной: Брюссель подталкивал к компромиссу и Приштину, и Белград», — отметил Искендеров.
Дата следующих переговоров еще не определена. «Обе стороны вернутся домой и проконсультируются с коллегами в своих столицах, после чего оповестят меня в течение следующих нескольких дней о своем решении», — заявила журналистам баронесса Эштон.
Дачич обещает продолжить переговоры: «Это не конец. В Белграде предстоит еще больше переговоров. У нас есть какое-то время, чтобы выработать решение и собрать наши мысли воедино по итогам этих длинных переговоров». Сербское руководство — премьер Дачич, его первый зам Александр Вучич, вице-премьер по вопросам евроинтеграции Сузана Грубьешич, глава МИДа Иван Мркич и директор управления по делам Косово Александр Вулин — встретились в белградском аэропорту, как только самолет с сербской делегацией приземлился в столице.
Комментарий Тачи оставляет меньше надежды на продолжение содержательного диалога — косовская сторона настаивает на предварительном согласии Белграда с ее условиями. «Мы надеемся, они используют это время для откровенного размышления», — заявил Тачи, отметив, что переговоры могут быть возобновлены уже на следующей неделе, если «Сербия согласится с нашими принципами».
16 апреля Евросоюз должен будет обнародовать свою оценку эффективности переговоров, от которой зависит, какое решение в июне страны — члены ЕС примут насчет возможного начала процесса присоединения Сербии к союзу.