Генеральная ассамблея ООН во вторник абсолютным большинством голосов одобрила принятие первого в истории международного договора, регулирующего торговлю обычными вооружениями (МДТО). Договор устанавливает единые для всех стран правила заключения и сопровождения сделок в оружейной сфере, годичный объем которых эксперты оценивают в $80 млрд.
Против договора о торговле оружием выступили только Иран, КНДР и Сирия, заблокировавшие прохождение документа на более ранних стадиях.
Только на минувшей неделе трем государствам, попавшим в американский список «стран-изгоев», удалось застопорить работу над документом в рамках специальной конференции по МДТО. Для принятия документа в таком упрощенном порядке требовался консенсус всех членов совещания.
Три страны посчитали, что положения международного соглашения, которое призвано не допустить попадания обычных вооружений в руки пиратов, террористов и преступных синдикатов, не соблюдают в должной мере их интересы и разбалансированы. Сирия, в частности, высказала опасения, что в нынешнем виде договор не запрещает поставки вооружений через голову правительства какой-либо страны: уже два года ведущий войну с вооруженной оппозицией режим Башара Асада обеспокоен тем, что договор не лишит возможности его противников получать оружие из-за рубежа. Великобритания, США и Франция уже вовсю рассуждают о том, насколько возможно начать прямые поставки оружия сирийским повстанцам, которые и так получают из западных стран бронежилеты, экипировку, рации и медицинское оборудование.
Иран в своем распространенном на минувшей неделе заявлении высказал обеспокоенность по поводу того, что документ «не учитывает требований большого числа государств о пресечении передачи оружия тем, кто использует его для агрессии», и не защищает «неотъемлемое право государств» закупать обычные вооружения «для противостояния агрессии и защите своей территориальной целостности».
Все три страны находятся под санкциями ООН, а в договоре прописан пункт, запрещающий странам — участницам оружейные сделки со странами, заподозренными в серьезных нарушениях прав человека.
Западные страны, выразившие недоумение по поводу позиции трех авторитарных режимов, горячо приветствовали договор. Госсекретарь США Джон Керри назвал «сильным, эффективным и реализуемым» договор, который, по его мнению, позволит пресечь поставки оружия в горячие точки по всему миру. Британский премьер Дэвид Кэмерон, в свою очередь, объявил, что договор «спасет жизни и облегчит огромные людские страдания, вызванные вооруженными конфликтами».
Китай и Россия, а также такие крупные импортеры вооружений, как Египет и Индия, оказались в числе 23 стран, которые воздержались при голосовании.
Представитель Пекина Ли Баодун заметил, что «Китай не поддерживает продавливание многостороннего договора через Генеральную ассамблею», назвав перенаправление документа в ГА после провала на профильной конференции «негативным прецедентом». Россия же засомневалась в договоре по существу, отметив, что в тексте документа есть ряд «сомнительных» моментов, в частности, отсутствие контроля за продажей оружия «неуполномоченным негосударственным субъектам» и механизмов запрета реэкспорта вооружений.
Постпред России при ООН Виталий Чуркин отметил, что проект договора «в его нынешнем виде» может привнести в сферу международной торговли оружием «некоторые позитивные моменты», но не дотягивает до стандартов, уже применяющихся «не только в России, но и во многих других странах», передает ИТАР-ТАСС. «Мы намерены тщательнейшим образом проработать проект договора в Москве, после чего определимся в отношении целесообразности присоединения к нему», — заявил дипломат.
Как отмечают аналитики, одобренный вчера договор является первым международным документом в оборонной сфере с момента принятия в 1996 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Правозащитники приветствовали одобрение документа. «Мир долго ждал этого исторического договора», — цитирует AFP главу отделения по контролю за оружием Amnesty International Брайана Вуда.
После одобрения ГА ООН договор открыт для подписания. Первыми, скорее всего, его ратифицируют латиноамериканские и африканские страны, жертвы длившихся десятилетия вооруженных конфликтов. Насчет одобрения договора конгрессом США между тем есть большие сомнения. В США, президент которых Барак Обама поддержал идею МДТО вскоре после избрания, в 2009 году, существует большая оппозиция договору: консерваторы усматривают в нем угрозу свободе владения оружием, закрепленной в конституции, опасаясь, в частности, ограничения на закупку огнестрельного оружия за рубежом простыми американцами. Борьбу с договором объявила консервативная Национальная стрелковая ассоциация.