По истечении отведенного итальянскому парламенту срока на создание коалиции глава левоцентристской Демократической партии Пьер-Луиджи Берсани вечером в четверг вынужден был доложить президенту Джорджо Наполитано, что ему не удалось договориться с представителями других партий. Глава государства меньше недели назад поручил Берсани, чья партия сформировала самую крупную фракцию в нижней палате парламента, определить состав нового кабинета министров.
Теперь судьба итальянского парламента в руках президента, который должен сегодня принять решение, поручить ли формирование правительства другим политическим силам или проводить досрочные выборы.
«Я доложил президенту, что все мои попытки ни к чему не привели, и он сказал, что будет сам разбираться в ситуации», — заявил Берсани после встречи с Наполитано накануне вечером. «Я объяснил причины, продемонстрировал положительные моменты и описал трудности из-за препятствий и условий, которые неприемлемы для меня», — сказал он. До встречи с президентом сообщалось, что Берсани не удалось договориться ни с «Движением пяти звезд», которое возглавляет известный комик Беппо Грилло, шедший на выборы с популистской программой, ни с партией экс-премьера Сильвио Берлускони «Народ свободы», хотя последний и заявлял ранее о готовности создать коалицию с левоцентристами. Берсани тогда долго противился сближению с правыми.
Одним из главных виновников провала переговоров является прорвавшийся в парламент и нарушивший традиционный биполярный политический мир Италии комик Грилло. Он категорически отвергает возможность совместной работы с Берсани и вообще не приемлет сложившуюся политическую систему как таковую, обвиняя и левых, и правых в коррупции и преследовании собственных конъюнктурных интересов.
Сам Грилло так прокомментировал ранее в твиттере возможность альянса с Берсани: «Лучше прыгнуть в полную темноту, чем пойти на интеллектуальное самоубийство».
Результаты парламентских выборов, прошедших в феврале, поставили страну в тупик: ни одной из партий не удалось заручиться необходимым числом мандатов в обеих палатах парламента, чтобы самостоятельно сформировать правительство. Традиционные союзники как левых, так и правых, с которыми обычно и удавалось сколачивать коалиции, оказались оттерты партией итальянских «несогласных» во главе с Грилло. Абсолютное большинство в палате депутатов получил левоцентристский блок во главе с Берсани, но при этом в сенате его коалиция смогла получить лишь 123 из 315 мандатов. Февральские выборы сделали партию Грилло третьей силой республики после блока Берсани и правоцентристской коалиции экс-премьера Сильвио Берлускони. В аутсайдерах на выборах оказался лидер коалиции центристов, нынешний беспартийный технический премьер Марио Монти, который еще за несколько недель до выборов считался едва ли не держателем «золотой акции», без которого формирование кабинета будет невозможно.
Политическое напряжение в Италии настолько вымотало участников переговоров, что сам Берсани уже заявил, что только сумасшедший хотел бы сейчас управлять Италией, а Монти сказал, что не может дождаться того, как покинет свой пост.
В пятницу ожидается новый раунд переговоров по формированию правительства, в ходе которого Наполитано проведет встречи с представителями всех партий. Между тем судьба самого президента напрямую зависит от парламента. Полномочия Наполитано истекают в мае 2013 года, а он по закону избирается на совместном заседании палат парламента Италии, который пока раздроблен. По закону президент может распустить парламент, но не сейчас, когда его срок на исходе. Если стороны не придут к консенсусу, в июне могут состояться новые выборы в парламент, на которых «Пять звезд» может существенно усилить свои позиции, именно этого Грилло и добивается, отмечают наблюдатели. Но пока цифры не так благосклонны к популистам.
Последний опрос общественного мнения, проведенный компанией SWG, вновь отдает победу партии Берлускони: ее поддержали бы на новых выборах 32,5% избирателей, блок Берсани получил бы 29,6%, а «Движение пяти звезд» — 24,8%. На последних выборах антисистемная партия получила даже больше голосов — 25,5%.
Профессор МГИМО Татьяна Зонова считает, что в Италии возможно создание так называемого президентского правительства. «Наполитано сам назначит кого-нибудь премьером, и это будет правительство, перед которым будет стоять задача принять новую избирательную реформу, потому что если выборы пройдут по той же схеме, по которой они проходили в этот раз, то тупиковая ситуация, которая произошла сейчас в сенате, может повториться», — говорит Зонова. По ее мнению, если удастся разработать такую реформу, то, видимо, в скором времени будут назначены досрочные парламентские выборы. Другой сценарий, по ее словам, состоит в том, что Наполитано удастся убедить все политические силы создать «большую коалицию».
Эксперт сомневается, что Берлускони может вернуться в премьерское кресло. «Италии сейчас нужен премьер, который пользуется доверием в Европе, есть обязательства перед Европой, есть банковская система, которая на этом завязана, нужен человек, которому будут доверять и США, и это не Берлускони», — считает она. Правительство Берлускони пало как раз под давлением европейских кредиторов Италии, отчаявшихся ждать от эксцентричного премьера взвешенных экономических реформ.