Королева Великобритании Елизавета II в понедельник подпишет новую хартию Содружества наций – документ, в котором среди прочего речь пойдет о защите прав гомосексуалов, пишут британские СМИ со ссылкой на источники, близкие ко двору. Впервые в истории Великобритании монарх открыто выступит в поддержку прав ЛГБТ в масштабах не королевства, а возглавляемого Британией содружества ее 53 бывших колоний и Мозамбика.
Главы правительств стран, входящих в Содружество, подписали новый вариант хартии еще 14 декабря прошлого года. В документе перечисляются ценности, общие для всех стран — участниц этой международной организации.
«Мы выступаем категорически против любых форм дискриминации, будь они связаны с полом, расой, цветом, вероисповеданием, политическими воззрениями или другими признаками», — говорится в документе, который уже получил неформальное название «Хартия вольностей XXI века».
Выражение «или другими признаками» следует понимать как замену прямого упоминания признаков сексуальности, а также прав геев и лесбиянок: общая формулировка была введена в текст хартии, чтобы избежать уязвления стран — участниц Содружества с жестким антигейским законодательством, объясняет The Daily Mail.
Источники, близкие к королеве Елизавете II, утверждают, что ее величество осведомлена о непрямой поддержке прав ЛГБТ, выраженной в документе. Процедура утверждения новой хартии будет показана по телевидению в прямом эфире. Дата для церемонии выбрана неслучайно: во второй понедельник марта традиционно отмечается день Содружества наций. После того как Елизавета II подпишет документ, ее величество выступит с заявлением, в котором она объяснит необходимость защиты прав различных меньшинств в странах Содружества. В своей речи королева, как ожидается, подчеркнет, что требование соблюдения прав человека касается каждого.
Дипломатический источник объяснил The Daily Mai, что «влияние этого заявления на права геев и женщин не должно недооцениваться». «Ничто настолько прогрессивное никогда не утверждалось странами Содружества наций. И еще более необычно то, что королева пожелала подписать документы публично, под камерами», — сказал собеседник издания.
Однако в подавляющем большинстве стран Содружества – в 41 из 54 — однополые связи продолжают преследоваться по закону, и давление официального Лондона с целью либерализации законодательства пока остается безуспешным. Только в прошлом году премьер Дэвид Кэмерон пообещал приостановить британскую помощь Малави, наказав эту страну за преследование гомосексуалов, и высказался за применение подобных санкций в отношении Ганы и Уганды: в последней на протяжении уже многих месяцев обсуждается возможность установления смертной казни за мужеложество. В Малави высказывания британского премьера вызвали бурю возмущения: президент этой африканской страны Бингу ва Мутарика сравнил геев с собаками, сославшись на решение совета малавийских церквей о том, что легализация однополых отношений противоречит «божьему учению, богатым традициям Малави, ее культуре и представляет угрозу ценностям семьи». Председатель же совета церквей евангелический епископ Джозеф Бвумбве посчитал высказывания британского лидера «несчастливыми и провокационными».
Саммит глав стран Содружества в октябре 2011 года стал очередной площадкой для борьбы по ЛГБТ-вопросу между бывшей метрополией и ее союзниками по первому миру — Австралией, Канадой и Новой Зеландией — и африканскими и азиатскими странами. В поддержку либерализации высказалась и консультативная группа мудрецов Содружества, в состав которой входит открытый гей, бывший судья верховного суда Австралии Майкл Кирби. Одним из тех немногих, кто выступил в поддержку декриминализации гомосексуальных отношений, стал бывший президент Ботсваны Фестус Могае, который призвал не только отменить уголовное наказание за однополый секс, но и легализовать проституцию. Таким образом, считает он, страны Южной Африки могли бы сделать хоть какие-то шаги по борьбе с эпидемией СПИДа, захлестнувшей этот регион. Однако тогда Кэмерону не удалось преодолеть противодействие со стороны африканских стран. Зато в феврале этого года британская палата общин проголосовала за легализацию однополых браков — гомосексуальные пары смогут жениться в Великобритании уже с 2015 года.
«Королева очень серьезно оценивает роль Содружества наций. Она обсуждала хартию в деталях со своими советниками и полностью осознает ее содержание», — подчеркнул еще один собеседник издания. Источники газеты, знакомые с ситуацией, утверждают, что Елизавета II полностью поддерживает «равенство полов» и «усиление женских позиций» и использование терминов и политического языка, до недавних пор используемого исключительно левыми активистами, в документе не случайно. «Мы признаем, что равенство полов и наделение женщин властью являются неотъемлемыми компонентами человеческого развития и фундаментальных прав человека», — говорится в хартии.
Представитель пресс-службы Букингемского дворца заявил, что в этой хартии королева представляет решение, принятое Содружеством наций. «Королева не заявляет своих личных позиций по этому поводу. Позиция королевы аполитичная, как и по всем другим вопросам такого рода», — добавил пресс-секретарь.
В британском гей-сообществе новости из Букингемского дворца восприняли с воодушевлением. «И хотя я сомневаюсь, что Елизавета II — злобный гомофоб, она явно не выглядит гей-френдли. Ни разу за свое царствование она не признавала существования ЛГБТ-сообщества», — прокомментировал событие для газеты The Independent известный гей-активист Питер Тэтчелл. Однако не все в королевской семье придерживаются такого нейтрального отношения:
в мае 2012 года однозначно против дискриминации геев и лесбиянок высказался внук королевы принц Гарри, поддержав кампанию британского регбиста Бена Коэна «Выступи против издевательств» в Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией.
Формулировки хартии отлично укладываются в идущую сейчас в Великобритании реформу закона о престолонаследии. В настоящее время закон устанавливает, что трон девочки могут наследовать только в том случае, если у царствующего монарха нет прямого мужского потомства. Однако в январе в палату общин был внесен законопроект, отменяющий это дискриминационное положение и устанавливающий правило так называемой шведской примогенитуры — передачи престола старшему прямому потомку монарха, вне зависимости от пола. Новые гарантии равенства полов стали особенно актуальны в связи с тем, что герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон находится на пятом месяце беременности и, по всей вероятности, ждет девочку, которая, при изменении закона, должна стать в будущем королевой.
До сих пор Елизавета II не высказывалась по поводу того, чтобы допустить такие изменения в законы Великобритании. Тем не менее источники, близкие к семье монарха, уверяют, что замечание о расширении прав женщин в тексте новой хартии отражает позицию монархини и по вопросам престолонаследия. Все шестнадцать королевств, входящие в британское Содружество наций, согласились дать старшим сестрам преимущество перед младшими братьями в очереди наследования престола еще полтора года назад.
Еще тогда это подвигло газету The Daily Mail на экскурс в альтернативную историю, указав, что по новым правилам Генриху VII в 1509 году наследовала бы старшая дочь Маргарет, а не Генрих VIII, что означало бы, что в стране вряд ли бы осуществилась Реформация в том виде, в котором она произошла. А будь новые правила применимы к началу XX века, королеве Виктории, «бабушке Европы», наследовал бы не Эдуард VII, а германская императрица-мать Виктория, ее дочь. Умри немолодая Виктория II через несколько месяцев после матери, на британский престол вступил бы ее сын, германский император Вильгельм II (в Великобритании он был бы Вильгельмом V). В этом случае нынешняя королева была бы «никому не известной принцессой Марией-Цецилией Прусской», зато навряд ли разразились бы Первая и Вторая мировые войны.