Послание к нации, которое контролируемый оппозиционной коалицией «Грузинская мечта» парламент отказался выслушать днем ранее, Михаил Саакашвили планировал огласить в 18 часов в пятницу в здании Национальной библиотеки. Однако сделать ему это удалось лишь поздно ночью из собственной резиденции, окруженной кордоном полиции, за которым шумели протестующие.
Массовые акции протеста сорвали выступление главы государства в Национальной библиотеке.
Несколько сотен человек с утра блокировали вход в здание. Костяк акции составили люди, недавно вышедшие на свободу по амнистии для политических заключенных, — это 190 человек. Освобожденные и их группа поддержки твердо заявили журналистам, что не пропустят Саакашвили и его соратников в здание. Они укрепили на стене Национальной библиотеки веники (после скандала с пытками и изнасилованиями заключенных в тюрьмах они стали символом протеста) и фотографии жестких разгонов антипрезидентских акций 7 ноября 2007-го и 26 мая 2011 года.
Прибывший на место глава МВД Ираклий Гарибашвили заявил, что полиция предлагала однопартийцам президента и самому Саакашвили воспользоваться альтернативным коридором, чтобы войти в здание, но те решили идти напролом в толпу протестующих, чем спровоцировали агрессию. Дело ограничилось не только словесными перепалками: пострадала депутат-национал Чиора Тактакишвили, ей расквасили нос. Вечером в пятницу были распространены видеокадры, на которых соратник Саакашвили, мэр Тбилиси Георгий Угулава, подзадоривая своих товарищей, идет прямо на толпу демонстрантов. Гарибашвили назвал мэра и его группу поддержки группой профессиональных провокаторов.
«Для нас он больше не президент — у него нет морального права обращаться к нации», — говорили пикетчики. Внутрь здания они пропустили лишь приглашенных дипломатов, причем посла США Ричарда Норланда встретили аплодисментами. В зал, где должен был выступить глава государства, удалось просочиться лишь нескольким сотрудниками его аппарата и членам его партии «Единое национальное движение». Для обеспечения порядка была мобилизована полиция, однако в кордоне стояли не спецназовцы, а сотрудники патрульной службы, которые едва сдерживали собравшихся.
Накануне оппозиционный парламент отказался заслушивать ежегодное обращение Саакашвили, выставив президенту условие: он сможет предстать перед законодателями лишь после принятия поправок в конституцию, ограничивающих право президента на единоличное назначение правительства, а также пересмотра решения по переносу парламента из Тбилиси в Кутаиси.
Осознав невозможность прорваться через толпу, Саакашвили решил выступать из собственной резиденции в Авлабаре (район в Старом Тбилиси. — «Газета.Ru»). Аудиторию здесь составили главы аккредитованных в стране дипломатических миссий, журналисты ведущих электронных и печатных СМИ (хотя некоторые отказались прийти), а также другие гости. Обращение транслировалось в прямом эфире. По завершении речи сторонники президента аплодировали ему стоя.
Саакашвили говорил о разногласиях с правительством Бидзины Иванишвили и парламентским большинством. Он заверил, что не собирается использовать свое право на роспуск правительства, и объявил, что он и его единомышленники готовы были согласится на требования «Грузинской мечты» ограничить право президента на роспуск правительства.
По его словам, главным расхождением между ним и нынешним большинством в парламенте и кабинетом министров состоит в вопросе о переезде главного органа законодательной власти. Сам он категорически против переноса парламента из Кутаиси обратно в столицу. «Это наше первое, главное различие с правительством страны. Правительство хочет контролировать парламент», — пояснил он.
Удаление парламентариев из столицы, уверен Саакашвили, поможет им сохранить независимость от команды Иванишвили.
Саакашвили также высказался по поводу вопроса о выборах: «Мы против новой инициативы об отмене прямых выборов президента. За это идет борьба. За то, чтобы следующие выборы в Грузии не состоялись», — сказал он. «У грузинского народа отнимают право избирать своего президента. В этом правда». Позднее депутат от большинства Звиад Дзидзигури в эфире телеканала «Маэстро» назвал его выступление демагогией, рассчитанной на дипломатов.
Представители ЕНД по итогам суматошного дня объявили, что протесты у здания Национальной библиотеки были спланированы и организованы сверху и что в акции участвовали «криминалы и шпионы», выпущенные на волю в рамках политической амнистии. Находящийся под следствием мэр Тбилиси Георгий Угулава прямо заявил о том, что все было инспирировано премьером. «Он сеет хаос всюду», — объявил он. Почти все лидеры ЕНД упорно повторяли фразу о возвращении в 90-е годы, об опасности гражданского противостояния, о призраке гражданской войны.
В аппарате премьер-министра эти утверждения категорически опровергли. «Премьер-министр никак не связан с этой акцией. Эта информация не соответствует действительности», – заявили в пресс-службе Иванишвили.
Спикер парламента, один из лидеров «Грузинской мечты» Давид Усупашвили, обратившись в конце дня к населению, заметил, что в последнее время он слишком часто слышит «опасные слова об угрозе гражданской войны», и призвал противопоставить этому спокойствие и благоразумие.
«Это спираль противостояния, которая развивается уже вне зависимости от желания одной или другой стороны», — прокомментировал в разговоре с «Газетой.Ru» руководитель Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили. Однако вариант, что Саакашвили захочет воспользоваться своим правом и отправить в отставку ненавистное ему правительство, спровоцировав настоящий хаос, эксперт даже не рассматривает. Глава Института исследований развития Грузии Гия Хухашвили согласен: вовсю идет процесс полной маргинализации Саакашвили и его партии, и возможности влиять на ситуацию у них уже практически нет.
Парламентское большинство, кстати, так и не засчитало президенту его вчерашнее послание в качестве положенного по конституции ежегодного отчета перед парламентом. Скорее всего, Михаилу Саакашвили еще раз придется держать речь перед законодателями. Когда именно это произойдет, пока неизвестно. Сам президент, отвечая на вопрос журналиста, заметил, что готов предстать перед парламентариями хоть завтра утром.