Конституционный суд (КС) России в четверг зафиксировал право субъектов РФ самостоятельно определять названия должностей и круг полномочий региональных чиновников. Прояснить ситуацию судей попросили депутаты Законодательного собрания Камчатского края, у которых возникли разногласия с региональной прокуратурой из-за перечня должностей краевых чиновников.
В 2008 году ЗаКС Камчатского края утвердил региональный закон «О государственной гражданской службе», которым, кроме всего прочего, учреждался реестр должностей краевых чиновников. Спустя некоторое время протест по поводу принятого закона заявила камчатская прокуратура, усмотревшая противоречие с федеральным законодательством.
«Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается… с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы», — говорится в статье 10 ФЗ №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Прокуратура, а вслед за ней и Верховный суд РФ посчитали, что камчатские депутаты нормы федерального закона не учли. В качестве окончательных арбитров ЗС Камчатского края решило привлечь КС.
Камчатские депутаты обратили внимание КС на то, что правовое регулирование государственной службы относится к числу вопросов совместного ведения региональной и федеральной властей. Организация структуры региональных государственных органов при этом должна полностью находиться в ведении субъекта, уверены депутаты. Только так может быть «учтена региональная специфика», говорится в запросе.
По мнению судей КС, Конституции соответствует лишь «определенная степень унификации» федеральной и региональной систем государственной службы. Судьи обращают внимание на то, что между региональными и федеральными должностями обязательно должна быть некоторая степень соответствия. «Такая организация позволяет гражданам лучше ориентироваться в системе и структуре органов государственной власти, гарантирует в целом одинаковый статус и условия службы при выполнении аналогичных функций, упрощает межведомственное взаимодействие», — поясняется в тексте постановления.
Полная унификация госслужбы на региональном и федеральном уровнях противоречит Конституции, считают судьи КС. Субъекты РФ не должны руководствоваться исключительно реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Так как это лишило бы их возможности учреждать должности, не имеющие федеральных аналогов.
Кроме того, непонятно, как применять федеральный реестр к структурам, не входящим в единую систему исполнительной власти РФ – например, таким как официальные представительства регионов в Москве.
Судья-докладчик Гадис Гаджиев заметил, что рассмотренное дело напрямую относится к вопросам федерализма. «КС заметил, что федеральный законодатель слишком уж рьяно вытеснил с этого поля субъекты РФ, — пояснил он. – Суть нашего решения сводится к тому, что субъект вправе учреждать свои должности. Особенно если речь идет о таких органах, функции которых не совпадают с функциями федеральных ведомств».
Гаджиев подчеркнул, что оспариваемая норма не была полностью признана неконституционной. «Норма расщеплена, — заметил он. – В своем замысле – обеспечить некое единство между федеральной и региональной властью — она признана соответствующей Конституции. Но вот то, как эта норма вела себя на практике, какой ей придали смысл органы прокуратуры и суды, – это признано не соответствующим Конституции».
Согласно постановлению КС, законодательная власть теперь должна конкретизировать порядок использования и применения федерального реестра должностей на региональном уровне. «Федеральному законодателю надлежит установить четкие и недвусмысленные критерии содержания реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. При этом установление данных критериев не должно препятствовать регионам в самостоятельном определении системы и структуры своих государственных органов», — говорится в постановлении.
Между тем вводить новые должности субъекты РФ могут уже сейчас, не дожидаясь внесения изменений в законодательство. Решение КС вступает в силу сразу же после провозглашения.