Вчера в Совете федерации прошло заключительное обсуждение проекта стратегии государственной национальной политики. Стратегию в спешном порядке по поручению Владимира Путина разработали четыре экс-министра по делам национальностей — Вячеслав Михайлов, Валерий Тишков, Владимир Зорин, Рамазан Абдулатипов. 17 октября, спустя полтора месяца после поручения, разработчики опубликовали проект. Его успели обсудить на общественных площадках, в законодательных собраниях; свои предложения, точнее критику, внесли и регионы. «Доработка ведется постоянно», — подчеркнул заместитель начальника управления администрации президента по внутренней политике Михаил Белоусов.
В пятницу спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила создать комитет при правительстве, который бы курировал реализацию стратегии.
«Я противник создания органов исполнительной власти под каждый проект», — предупредила Матвиенко на заседании консультативного совета верхней палаты. Но национальный вопрос на государственный уровень поднял в январе Владимир Путин, опубликовав свою программную статью. Сенатор, подчеркнув важность вопроса, посчитала целесообразным создать контролирующий орган в правительстве. По ее задумке, комитет будет осуществлять контроль за реализацией госнацполитики, мониторинг ситуации в регионах и ежегодно докладывать правительству. Авторы проекта стратегии вспомнили былые годы в правительстве и внесли встречное предложение — вернуть должность министра без портфеля по национальным вопросам. Прозвучала даже инициатива создать вице-премьера по нацвопросам с «небольшим аппаратом». Ранее депутаты на рассмотрении проекта в Госдуме также посчитали, что для реализации стратегии необходим новый исполнительный орган. По словам главы думского комитета по национальной политике Гаджимета Сафаралиева, эта идея активно поддерживается на многих площадках, где обсуждался проект.
«Поступило много подобных предложений. Пока неясно, будет ли создан специальный орган или должность для контроля реализации стратегии», — заявил «Газете.Ru» Михаил Белоусов.
Стратегия, рассчитанная на срок до 2025 года, направлена в администрацию президента, где в нее внесут окончательные правки. Разработчики проекта не знают, в какой редакции она будет подписана президентом до 1 декабря.
«Пока сложно сказать, какие предложения учтут в администрации президента, а какие — нет», — сказал «Газете.Ru» Валерий Тишков. Пока за реализацию стратегии считается ответственным Минрегион.
Отправленная в АП версия проекта стратегии предполагает четыре цели, в том числе впервые в масштабах государства предусмотрены меры по адаптации и интеграции иммигрантов. В частности, предлагается создание культурно-адаптационных центров в странах происхождения иммигрантов, формирование у иммигрантов навыков межкультурного общения, создание в российских регионах сети адаптационных курсов для иммигрантов по изучению языка. На днях в Госдуму был внесен законопроект о введении с 1 января 2015 года обязательного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства для трудовых иммигрантов. Сафаралиев отмечает также, что в рамках стратегии «могут быть приняты законодательные инициативы, наделяющие национально-культурные автономии статусом социально ориентированной организации, имеющей право осуществлять деятельность по интеграции и адаптации мигрантов».
Авторы прописали детали информационной политики: распространение наружной рекламы и промышленной продукции, теле- и радиосюжеты. Для журналистов объявят конкурс на лучшую публикацию по вопросам межнационального и межкультурного взаимодействия.
Рамочная программа распространяется и на международное сотрудничество. Например, «содействие гуманитарными средствами объективному восприятию России в мире как демократического государства».
В стратегии содержится глоссарий, часть понятий, например «политика согражданства», впервые была прописана в законодательстве. По требованию регионов понятие о «коренных народах как народах, исторически проживающих на территории России» в документе заменили «коренные малочисленные народы». Исчезли слова и о «сохранении русской культурной доминанты».
Споры и протесты регионов вызвало предложение «развивать практику формирования крупных территориально-промышленных районов в РФ, апробируя новые формы территориального управления и оптимизации административно-территориального устройства страны». Регионалы восприняли его как попытку укрупнения и объединения регионов, пояснил «Газете.Ru» Владимир Зорин. Пункт из стратегии не убрали, но уточнили: «Развивать практику формирования крупных территориально-промышленных районов в РФ, апробируя в них новые формы территориального управления, обусловленные совокупностью природно-климатических, экономических и этнокультурных факторов». «Укрупнение экономических регионов не имеет никакого отношения к нацполитике. А если мы хотим перекроить территории регионов, давайте честно скажем, зачем население обманывать?» — выступил на заседании в Совфеде спикер заксобрания Ямало-Ненецкого АО Сергей Харючи. В 2003 году в России реализовывался подобный проект объединения двух или нескольких граничащих и тесно экономически взаимосвязанных субъектов. В результате число субъектов сократилось с 89 до 83.
Для реализации стратегии будет создана долгосрочная федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Средства для ФЦП будут предусмотрены в трехлетнем бюджетном плане правительства, заметил глава Минрегиона Игорь Слюняев.
«С 2004 года в России не предпринималось крупных проектов в сфере национальной политики. Тогда возобладала либеральная модель, но события на Манежной площади в декабре 2010 года поставили повестку дня», — сказал Владимир Зорин. После погрома в центре Москвы были попытки создать должность омбудсмена по межнациональным взаимоотношениям, но они так и не были реализованы. Единственный раз рамочный закон о национальной политике принимался в 1996 году: концепция госнацполитики тогда преследовала цель устранить угрозу сепаратизма. Кроме того, с 1991 года по 2001 год в правительстве России существовала должность министра по национальной политике без портфеля. В 1997 году обсуждалась идея создать совет при президенте по федеративной и национальной политике, но инициатива так и осталась идеей.
К крупным национальным проектам вернулся Владимир Путин в предвыборный период. Летом 2011 года он создал в аппарате правительства отдел по вопросам национальных отношений.
В качестве кандидата в президенты зимой 2012 года написал статью «Россия: национальный вопрос». А после инаугурации, в августе, создал совет при президенте по межнациональным отношениям. В ноябре этого года замминистра регионального развития Сергей Верещагин сообщил, что утвержденный правительством прошлым летом план мероприятий по реализации государственной национальной политики на 2011–2012 годы не выполнен. Из 39 пунктов, запланированных на III квартал 2012 года, полностью реализованы лишь 11.
Все попытки выработать в России национальную концепцию и ее осуществить были неудачными и ни к чему не приводили, считает сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском центре Карнеги Алексей Малашенко.
«Сегодня выработка национальной политики может привести к ее имитации, — отмечает Малашенко. — У нас в правящий класс входят националисты, растет этнонационализм в регионах». Он отметил, что группы протестующих против реализации стратегии появятся и среди русских националистов, и среди этнонационалистов — к примеру, на Северном Кавказе, в Поволжье, Татарстане и других национальных республиках.
Один из разработчиков стратегии считает, что документ необходим хотя бы потому, что «лидер нации есть, а нации нет», говорит Валерий Тишков.