Свобода вероисповедования все в большей степени подвергается ограничениям со стороны государств во всем мире — такой вывод содержится в докладе Pew Forum on Religion and Public Life.
В исследовании отмечается возрастающий уровень давления на свободу совести в странах Ближнего Востока и Северной Африки начиная с 2010 года.
В исследовании уровень давления на свободу вероисповедания обозначен как «высокий» и «крайне высокий» в большинстве стран «арабской весны». Многолетнее подавление исламистского движения в этих странах способствовало массовым народным выступлениям и революциям в арабских странах.
Так, ограничения свободы совести в Тунисе от «высоких» в середине 2009 года возросли до «очень высоких» год спустя, а в начале 2011 года в стране начались массовые народные выступления, которые привели к отставке президента страны Зин эль-Абидин бен Али и приходу к власти находившихся в оппозиции умеренных исламистов из партии «Ан-Нахда».
В Египте, где ограничения на свободу совести и так были «высокими», в 2009–2011 годах они резко возросли — там также произошла революция, в результате которой после непродолжительной борьбы с военной хунтой пришли к власти уже более радикальные мусульмане — движение «Братьев-мусульман» во главе с Мухаммедом Мурси, который был избран президентом. В Йемене происходили аналогичные процессы, говорится в исследовании. Власть в этой ближневосточной стране также сменилась, но религиозный фактор был слабее — преемники президента Али Абдаллы Салеха продолжили борьбу с исламскими фундаменталистами, ассоциирующими себя с «Аль-Каидой (организация запрещена в России)».
Среди двадцати пяти крупнейших по численности населения стран высокий уровень ограничений на свободу вероисповедования и социальная напряженность на почве религии отмечены в Египте, Индонезии, России, Мьянме, Иране, Вьетнаме, Пакистане, Индии, Бангладеш и Нигерии.
Россия, согласно авторам исследования, перешла из категории, в которой она была в середине 2009 года (страны с высокой социальной напряженностью на религиозной почве) до обладательницы «самого высокого уровня» таких проблем, в первую очередь «из-за роста давления со стороны государства (на население) в районах с преимущественно мусульманским населением».
За последний год обострились и противоречия внутри мусульманской общины, во все большей степени разделяющейся на сторонников радикального ислама, ортодоксального салафизма, и поддерживаемого государственной властью «официального» ислама суфийского направления. За последние несколько месяцев в России произошел ряд громких убийств деятелей умеренного направления в исламе: в Татарстане были совершены несколько громких нападений на боровшихся с радикальным ваххабитским направлением богословов — 19 июля в Казани был расстрелян заместитель муфтия Валиулла Якупов. А в автомобиле муфтия Татарстана Илдуса Файзова сработало взрывное устройство, но он выжил. В конце августа Дагестане в результате теракта погиб шейх суфийского течения Саид афанди аль-Чиркави (Саид Ацаев).
В конце июля со сходными выводами о нарушении религиозных свобод в России выступил и госдеп, опубликовавший ежегодный доклад на тему защиты прав верующих во всем мире.
Указывая на разделение государства и церкви в России, авторы доклада заявили, что Русская православная церковь Московского патриархата пользуется большими преференциями со стороны властей: «РПЦ заключила целый ряд формальных и неофициальных соглашений с различными государственными структурами, которые предоставляют ей по сравнению с другими конфессиями больший доступ к госучреждениям – школам, больницам, тюрьмам, полиции и вооруженным силам. Практически все религиозные учреждения в тюрьмах РФ относятся к РПЦ».
Тем временем права небольших религиозных групп нарушаются, а адепты различных религиозных образований арестовываются. Среди ущемленных религиозных групп в докладе госдепа называются последователи «Свидетелей Иеговы (организация запрещена в России)», Церкви сайентологии Рона Хаббарда и последователи турецкого исламского богослова Саида Нурси. По поводу арестов в исследовании отмечается, что «наибольшее количество задержаний применялось к мусульманам и «Свидетелям Иеговы». Были отдельные сообщения о кратковременных задержаниях членов религиозных групп по религиозным мотивам, но, как правило, такие инциденты улаживались в 48-часовой срок».