Экс-редактор эквадорского издания El Universal Эмилио Паласио в четверг вечером получил политическое убежище в США. Вместе с Паласио статус беженцев получила и его семья, сообщил журналист в своем Twitter. «Сегодня был насыщенный день. Мне звонят коллеги со всего мира, интересуются новостями: политическое убежище для Эмилио Паласио», — написал он.
Журналист просил защиты у Соединенных Штатов в связи с «политическим преследованием группы независимых журналистов и критиков правительства». Сейчас Паласио находится в штате Майами, куда он въехал как турист еще 23 августа прошлого года.
Журналист бежал из страны вскоре после того, как суд признал его и трех других сотрудников El Universo виновными в клевете на президента Эквадора Рафаэля Корреа. За распространение ложных сведений Паласио приговорили к трехлетнему тюремному заключению и выплате $40 млн. Корреа просил компенсации в размере $80 млн.
Власти Эквадора попытались опровергнуть информацию, заявив, что в законодательстве США не предусмотрено предоставление политического убежища кому бы то ни было. Глава МИД Эквадора Рикардо Патиньо сообщил, что правительство направило письменный запрос американским дипломатам по поводу ситуации с журналистом. Кроме того, Патиньо уточнил, что связался с послом Эквадора в Соединенных Штатах Натали Сели, а также провел консультации с главой дипломатической миссии США в Кито Адамом Наммом. «Никто из них не смог подтвердить, что сеньор Паласио получил убежище. Они нам также сообщили, что в Соединенных Штатах не существует понятия «убежища» — ни дипломатического, ни политического», — говорил глава МИД Эквадора.
Защита журналиста позднее опубликовала документ, свидетельствующий о предоставлении Паласио статуса беженца. Адвокат Паласио Хорхе Альвеар пояснил, что американский посол мог не знать о положительном решении, поскольку подобными вопросами в США занимается иммиграционная служба, а не госдепартамент.
Паласио с нескрываемым удовольствием комментировал заявления МИД Эквадора в своем микроблоге. Журналист утверждал, что реакция Патиньо свидетельствует о том, что решение США принесло чиновнику глубокие нравственные страдания.
«Я очень рад, что известие ранило его до глубины души... Рикардо Патиньо прав: Соединенные Штаты не предоставляют asilo, они предоставляют статус беженца. В США говорят по-английски, а не по-испански, Рикардо», — издевался журналист над чиновником, оказавшимся в глупом положении.
Проблемы у Эмилио Паласио начались в феврале прошлого года, после публикации критической колонки «Вранью — нет» в газете El Universo. В тексте журналист критиковал действия Корреа, однако ни разу не назвал его по имени, всякий раз употребляя вместо него слово «диктатор». В финале материала Паласио посулил главе государства мрачное будущее. «Диктатору следует помнить, и это очень важно, что новый президент, возможно, враг нынешнего, может отдать его под суд за приказ открыть по гражданам огонь на поражение и запрет на лечение раненых в госпитале», — написал Паласио, намекая на события сентября 2010 года. Тогда Корреа невольно спровоцировал массовые акции протеста в стране, сократив зарплаты полицейским. Во время попытки вооруженного переворота мятежные отряды полиции ранили самого Рафаэля Корреа и удерживали его в заложниках в больнице. Глава государства был освобожден оставшейся ему верной армией. В результате столкновений погибли три человека.
Паласио Корреа счел текст клеветой. Спустя почти два месяца после публикации президент подал в суд на журналиста и трех руководителей газеты, требуя от них выплаты $80 млн в качестве компенсации.
В июле прошлого года судья Хуан Паредес приговорил всех фигурантов дела к трехлетнему тюремному заключению и выплате $40 млн. Спустя месяц Паласио оказался в Майами и объявил о своем политическом преследовании. После того как суд второй инстанции признал Паласио виновным, журналист попросил в США предоставить ему статус беженца. В феврале этого года суд высшей инстанции также подтвердил приговор фигурантам процесса, однако спустя десять дней в дело вмешался сам Корреа, неожиданно объявив для всех помилование «без прощения».