Министр внутренней политики Ульяновской области Дмитрий Травкин стал новым главой центрального исполкома «Единой России». Выборы проводились на основе конкурса в два тура: сперва представители региональных политсоветов отбирали пятерых из 25 претендентов, выдвинувшихся как по собственной, так и по «общественной» инициативе.
В пятницу утром итоги конкурса огласил секретарь генерального совета «Единой России», председатель конкурсной комиссии Сергей Неверов — для этого в Москве собралось селекторное совещание руководства партии с представителями всех 83 российских регионов. После этого пятерых победителей первого тура пригласили на встречу с председателем партии Медведевым, а во второй половине дня участников шорт-листа пригласили на заседание президиума генсовета, который тайным голосованием избрал из их числа руководителя ЦИК. Помимо Травкина в пятерку лидеров вошли также секретарь отделения «Единой России» в Коми Игорь Леонов, глава новгородского регионального исполкома партии Максим Владимиров, его коллеги из Челябинска и Нижнего Новгорода Александр Мотовилов и Ольга Щетинина.
Победу Травкина ожидали: уже накануне никто из сотрудников исполкома не сомневался в его победе.
Аппаратчики «Единой России» отмечают, что у Травкина хорошие отношения с новым первым замглавы президентской администрации Вячеславом Володиным, однако уверены, что говорить о рождении новой сильной фигуры в партии не приходится. На последнем съезде ЕР в конце мая 2012 года полномочия главы центрисполкома были сильно урезаны, а сразу по объявлении конкурса собеседники «Газеты.Ru» говорили, что эту должность займет выходец из региона, который, с одной стороны, будет лоялен генсовету, Неверову и Володину, с другой стороны, иметь опыт ведения избирательных кампаний, а с третьей — не претендовать на создание альтернативного Неверову центра влияния в партии.
Собеседники «Газеты.Ru» вспоминают, что предыдущий глава ЦИК ЕР Андрей Воробьев был как раз такой сильной фигурой, что привело к постоянному напряжению в его отношениях с секретарем президиума генсовета Сергеем Неверовым и уходу Воробьева на пост руководителя думской фракции единороссов. Напряжение между руководством партии и думской фракции сохраняется до сих пор, говорят собеседники.
О самом Травкине известно немногое: до последнего времени он занимал пост министра внутренней политики Ульяновской области, до того работал в полпредстве. В предвыборном интервью на сайте партии кандидат обещал, что в случае победы «даст регионам больше самостоятельности и наполнит их деятельность содержанием». «Сегодня качественный потенциал членов партия использует неудовлетворительно. У нас есть сегодня все коммуникационные возможности интернета, никто не мешает методом краудсорсинга обсуждать темы, использовать потенциал каждого члена партии. Среди партийцев есть большое количество экспертов по различным отраслям. Нельзя сводить их роль до формального присутствия при обсуждении каких-либо вопросов», — возмущался текущим состоянием дел в партии Травкин.
Травкин — выходец из Ульяновского отделения ЕР, которое хоть и показало не самые лучшие результаты на выборах в Госдуму в декабре (всего 43,6%, что даже меньше средних по стране 49,32%), но считается одним из самых сильных в партии.
Секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов воспринимает приход в исполком Травкина без лишних эмоций: «Результат Травкина показывает, что он достойный кандидат, а его опыт работы в качестве главы регионального исполкома пригодится при выстраивании горизонтальных связей с регионами. Что касается судьбы остальных кандидатов из пятерки лидеров голосования в «первом туре», то они будут востребованы в партии на федеральном уровне работы, например, в межрегиональных координационных советах или в качестве кураторов партийных проектов».
Поскольку результаты «праймериз» были предрешены, встреча Медведева с претендентами на пост главы центрисполкома ЕР запомнилась вовсе не общением премьер-министра с партийцами, а его неожиданными нападками на политизированную часть рунет-пользователей.
По мнению Медвеева, интернет-сообщество зачастую искажает картину происходящего «и применительно к «Единой России», и применительно к политической ситуации и общественной жизни».
Премьер, отметившийся за четыре года своего президентства рядом показательных интернет-инициатив, предложил единороссам открыть любой интернет-сайт — будь то оппозиционный или провластный — и просмотреть набор тем, освещаемых на нем. «И вот если пройтись по ним, то возникнет ощущение, что мы только этим и занимаемся. А мы вообще этим не занимаемся — нам на это плевать, я имею в виду, всем гражданам страны, за исключением довольно узкой группы людей, — туманно рассуждал Медведев. — Фантомные вещи вылезают на первый план, и такое ощущение, что вся страна думает только об этом. Я не буду говорить, что имею в виду: вы и сами знаете».
В своих предыдущих выступлениях перед СМИ и публикой Медведев обычно избегал подобного уничижительного тона и постоянно подчеркивал значение интернета для общества. Кроме того, он стал первым российским президентом, который завел Twitter, хотя на сообщения пользователей отвечал редко и избирательно, избегая острых тем и лишь однажды отреагировав на жалобы пользователя, который написал ему, как некие аферисты вымогают взятки, обещая устроить встречу с тогдашним замглавы администрации президента Владиславом Сурковым.
«Иногда повестка дня действительно в интернете искажается, иногда все по-другому», — спокойно прокомментировал изменение позиции своего лидера депутат Госдумы, член президиума генсовета ЕР Александр Хинштейн, в ходе заседания активно описывавший происходящее в Twitter.