Главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) объявило в среду о завершении следствия по второму уголовному делу в отношении бывшего акционера компании ЮКОС Леонида Невзлина. Дело направлено в суд, говорится в сообщении на официальном сайте СКР.
«По версии следствия, Невзлин в 1998 году в составе организованной группы лиц присвоил 38% пакетов акций предприятий «Томскнефть» ВНК, «Ачинский НПЗ» и других, которые (акции) были внесены Российской федерацией в уставный капитал «Восточной нефтяной компании» (ВНК) на сумму более 3 миллиардов рублей», — говорится в сообщении СКР.
Суд пройдет в отсутствие подсудимого, «поскольку Невзлин находится в международном розыске, скрываясь от следствия и суда за пределами территории Российской Федерации», отмечено в сообщении Следственного комитета.
В какой именно суд поступит новое дело, не сообщается. Первое дело в отношении Невзлина в 2008 году рассматривал Мосгорсуд, но тогда предприниматель обвинялся в причастности к убийствам и покушениям на убийства.
Нынешнее обвинение Невзлина аналогично одному из эпизодов второго дела экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, напомнили в СКР.
Ходорковского и Лебедева судил Хамовнический суд Москвы, в декабре 2010 года оба были приговорены к 14 годам колонии общего режима, позже Мосгорсуд снизил сроки наказания на год, но приговоры оставил в силе. В настоящее время приговор Ходорковского и Лебедева дошел до председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, от которого зависит решение о передаче дело в президиум Верховного суда (судья Верховного суда надзорную жалобу осужденных отклонил).
Очевидно, дело Невзлина также поступит в один из районных судов Москвы, при этом Невзлину грозит чуть меньший срок, чем его бывшим соратникам: Ходорковский и Лебедев в отличие от него обвинялись еще в хищении всей нефти, добытой дочерними предприятиями ЮКОСа, и легализации части средств, полученных от ее продажи.
Часть 4 статьи 160 УК, вменяемая Невзлину, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей.
Впрочем, дело в отношении Невзлина, по всей видимости, будет закрыто, как это произошло с делом Ходорковского и Лебедева по эпизоду с присвоением акций дочерних предприятий ВНК.
Преследование Ходорковского и Лебедева по этому эпизоду еще полтора года назад было закрыто Хамовническим судом в связи с истечением срока давности. Предприниматели обжаловали это решение суда, настаивая на том, что дело должно было быть прекращено в связи с отсутствием события преступления, однако пока успеха не добились.
В ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса говорится, что возбужденные уголовные дела подлежат прекращению в связи с отсутствием события преступления, отсутствием состава преступления и истечением срока давности уголовного преследования. Помешать закрытию дела могут лишь возражения обвиняемых. Невзлин контактов со следствием не имел на протяжении всего срока следствия, длившегося больше 8 лет, сказал он сам «Газете.Ru». Соответственно, возражать против закрытия своего дела не мог. С его адвокатом Дмитрием Харитоновым следствие связалось лишь «пару-тройку месяцев назад», сказал Невзлин. Единственным документом, подписанным бывшим акционером ЮКОСа, по его словам, была доверенность адвокату на представление его интересов.
Дело в отношении Невзлина о присвоении акций дочерних предприятий ВНК было возбуждено в 204 году, годом раньше Невзлин уехал из России в Израиль, где, насколько известно, живет до сих пор.
«Я понимаю, что для российских властей я виноват уж тем, что причастен к Ходорковскому, и я этого не отрицаю и готов разделить с ним любое обвинение. Но есть логика: как человек, занятый пиаром, мог принять решение в отношении каких-либо акций?» — отметил Невзлин в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».
Кроме того, в указанный следствием период времени Невзлин не работал в ЮКОСе, а перешел в ИТАР-ТАСС, заверил собеседник «Газету.Ru».
Биография Невзлина, которую удалось найти в интернете, это подтверждает: с сентября 1997 года по октябрь 1998 года Невзлин работал первым заместителем гендиректора ИТАР-ТАСС. В зоне его ответственности тогда были вопросы развития, также он курировал аналитику, экономику и фотохронику агентства и разрабатывал проект его постепенного акционирования.
Впрочем, чем больше абсурда в деле, тем проще будет доказать его европейским судебным инстанциям, отмечает Невзлин.
Каким бы ни был исход нынешнего процесса, жизни бывшему акционеру ЮКОСа он уже не испортит: «В России мне вынесен пожизненный приговор, вряд ли приговор по этому делу может повлиять на мою жизнь еще больше», — говорит Невзлин.
Первое дело, в рамках которого Невзлин обвинялся в организации многочисленных убийств и покушений, также было возбуждено в 2004 году. В частности, Невзлина обвинили в покушении на бывшего начальника управления делами ЗАО «Роспром» Сергея Колесова, бывшего начальника управления общественных связей мэрии Москвы Ольги Костиной и одного из управляющих австрийской нефтяной компании «Ист Петролеум Хандельсгез МБХ» Евгения Рыбина. Кроме того, следствие считало, что бывший акционер ЮКОСа совместно с бывшим сотрудником службы безопасности компании Алексеем Пичугиным организовал убийства директора ТОО ТФ «Феникс» Валентины Корнеевой и мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Мосгорсуд приговорил Невзлина к пожизненному заключению по этому делу. Ранее по таким же обвинениям к такому же сроку был приговорен Пичугин. В отличие от Невзлина он отбывает наказание в российской колонии.
Приговор по первому делу Невзлина прошел все судебные инстанции в России и обжалован в Европейском суде по правам человека, сказал Невзлин. Но решения ЕСПЧ пока нет даже по делу Пичугина, который подал в Европейский суд раньше.
Российские власти неоднократно пытались добиться экстрадиции Невзлина из Израиля, однако убедить в его виновности израильский суд оказалось сложнее, чем российский. В мае 2012 года начальник главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Саак Карапетян заявил в интервью агентству «Интерфакс», что Израиль готов выдать России 50 своих граждан, подозреваемых в преступлениях, совершенных на российской территории, в том числе Невзлина. «Между нами достигнута принципиальная договоренность о том, что Израиль будет готов выдать в одностороннем порядке для уголовного преследования своих граждан под гарантии Генеральной прокуратуры России, но с последующей их передачей в Израиль для отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного российским судом», — сказал Карапетян. Минюст Израиля, прокомментировав это сообщение, заявил, что о конкретных делах речи не шло.
Невзлин далеко не единственный эмигрант ЮКОСа, в отношении которого начинается судебный процесс в последнее время. В настоящее время в Москве идет заочный суд над еще одним акционером ЮКОСа Владимиром Дубовым (также живущим в Израиле), готовится к передаче в суд дело сотрудничавшего с ЮКОСом адвоката Павла Ивлева (живущего в Нью-Йорке). В среду РИА «Новости» сообщило, что в Хамовнический суд Москвы поступило дело экс-директора нескольких трейдинговых компаний ЮКОСа Владислава Карташова.
По мнению Невзлина, «это продолжение преследования, а не интенсификация». «Во-первых, запущена машина, и ее трудно остановить. Им нужно списывать дела, они и передают их в суды», — заметил собеседник «Газеты.Ru». С активизацией оппозиции минувшей зимой — летом массовые заочные суды над юкосовцами не связаны. «Есть ли связь между мной и оппозицией? Связи нет. Я уже давно не интересуюсь российскими делами», — заявил Невзлин. Дела юкосовцев и нынешние протесты — «разные вещи», убежден собеседник «Газеты.Ru». «Просто один хозяин, и он во всем хочет идти до конца, чтобы доказать, что он самый главный», — сказал Невзлин.