В четверг вечером посол США и идеолог политики перезагрузки Майкл Макфол встретился со студентами и выпускниками Российской экономической школы, чтобы прочитать им лекцию о перезагрузке в американско-российских отношениях. Мероприятие было открытым, участвовать во встрече с послом могли все желающие, однако их нашлось сравнительно немного.
К началу лекции свободной оставалась почти половина мест в большой аудитории здания Центрального экономико-математического института РАН. При этом список зарегистрировавшихся участников встречи, в котором организаторы отмечали присутствующих, был очень длинным.
Встреча началась с небольшим опозданием. Ведущий по-английски представил посла, поднявшийся на трибуну Макфол неожиданно для всех заговорил по-русски. При первой же его попытке перейти на родной язык посла перебила девушка из первого ряда: «Вы не могли бы по-русски? Я журналист и меня предупреждали, что мероприятие будет идти на русском языке». Макфол, извинившись, ответил, что организаторы встречи просили его говорить по-английски. Задумавшись, посол признал, что видит определенную выгоду в том, чтобы говорить по-русски.
«Может быть, если я буду говорить по-русски, я скажу меньше слов и буду более осторожен», — сказал Макфол по-английски, рассмешив собравшихся.
Макфол отметил, что в Стэнфорде преподаватели обычно ведут занятия без микрофона, из-за чего он привык говорить громче, чем нужно. Эта реплика посла также вызвала всеобщее одобрение аудитории.
После этого гость наконец перешел к лекции. Занятие он вел в чисто американском стиле: слайды, сменявшиеся на белом экране, посол сопровождал шутками и рассказами из жизни о том, как начиналась перезагрузка в российско-американских отношениях.
«О, вот тут я впервые в жизни пришел в Овальный кабинет — brand new guy! Обама в тот день, кстати, звонил вашему президенту. Это был мой второй рабочий день в Белом доме», — сказал Макфол, увидев на экране свою фотографию с Бараком Обамой в его рабочем кабинете. На снимке Обама сидит в кресле, а Макфол перегнулся к нему через стол. Посол рассказал, что фотография совсем не понравилась его жене: у Макфола на фото непротокольно напористая поза.
На следующих слайдах картинок уже не было. Вместо них по пунктам перечислялись цели политики перезагрузки и средства, которыми их пыталась достичь американская администрация. Среди прочего в списке значилось налаживание контактов с российским правительством, представителями бизнеса и общества. Макфол рассказал об обсуждении перезагрузки с помощником президента Дмитрия Медведева Аркадием Дворковичем и вице-премьером Игорем Шуваловым, встречах с патриархом и представителями гражданского общества. Особый успех имел визит Медведева к венчурным капиталистам из США: двухчасовой беседы было достаточно, чтобы привлечь на российский рынок новых инвесторов, рассказал Макфол.
Временами посол сбивался с английского языка на русский и обратно. Так, например, говоря о позитивных сдвигах в сфере безопасности, Макфол упомянул совместные учения американских десантников и сотрудников российских военных спецподразделений. И тех и других он по-русски с легким акцентом назвал «спецназом». «Вот вы видите, как ребята жмут друг другу руки… и вместе выпадают из самолета», — прокомментировал очередной слайд посол, вновь рассмешив собравшихся.
Кроме того, перезагрузка помогла американцам преодолеть комплексы, сложившиеся еще во времена «холодной войны». Если в 1984 году 93% американцев считали Россию враждебным государством, то сейчас таких гораздо меньше. Среди представителей поколения пятидесятилетних русским не доверяет половина граждан США, среди молодых людей — всего 30%. «Причем! Если просить граждан самих назвать враждебные, по их мнению, страны, Россию называют лишь 2% респондентов», — заметил, не скрывая своего торжества, идеолог перезагрузки.
На последнем слайде авторы презентации разместили знаменитую фотографию, на которой Барак Обама и Дмитрий Медведев идут через сад с перекинутыми через плечо пиджаками. Наглядный итог перезагрузки — подчеркнуто неофициальная обстановка рабочей встречи.
Первый же вопрос по окончании лекции Макфолу по-английски задала корреспондент Slon.ru, муниципальный депутат Вера Кичанова.
«Вы ведь еще и… как там… депутат? Я знаю о вас», — сказал ей посол.
«Ага, мы читаем друг друга в Twitter», — отозвалась Кичанова и задала вопрос о судьбе так называемого списка Магнитского — списка российских чиновников и госслужащих, которым сенатор Бенджамен Кардин предлагает запретить въезд в США.
Макфол назвал смерть Сергея Магнитского «чудовищной ошибкой», но, говоря о списке сенатора Кардина, тщательно подбирая слова, намекнул, что необходимости в нем нет. США и так обращают внимание на случаи нарушения прав человека и различные преступления при выдаче виз. «Но наша политика — не публиковать список людей, которым отказано в визах», — осторожно добавил посол.
Очень скоро — что ни для кого не стало сюрпризом — разговор с Макфолом вернулся к теме возможного финансирования российской оппозиции американским госдепом. И тут посол разошелся. Он пожаловался, что ежедневно получает от русскоязычных пользователей Twitter сообщения, содержащие «слово, которое начинается на букву F и содержит еще три буквы после нее». «И мое первое желание — ответить так же», — посетовал Макфол, признав, что такая реакция никак не может быть правильной.
«Макфол финансирует Навального! Навальный — «золотой мальчик госдепа»! Макфол отправил его в Йель!» — распалялся посол США, цитируя самые частые обвинения в его адрес. Его интонации больше напоминали жанр stand-up comedy, чем выступление американского госслужащего. — И вот тут я хочу сказать… Почему же в Йель, а не в Стэнфорд?»
После пары вопросов о российско-американских отношениях Макфола спросили о его образовании. Выпускница Дипломатической академии, представившись, весьма недипломатично напомнила послу США, что тот никогда не обучался дипломатии. Макфол коротко ответил «да» еще в середине вопроса, поняв, к чему клонит девушка.
«Ощущаете ли вы недостаток дипломатических навыков?» — упорствовала девушка-дипломат. Дождавшись конца вопроса, посол ответил, что Обама назначил его в Россию, зная об академической карьере Макфола, далекой от дипломатии.
Неожиданно для всех Макфол сам напомнил о дипломатическом конфузе во время встречи со студентами Высшей школы экономики. Тогда посол США сказал, что российские власти подкупили киргизскую сторону, чтобы вышвырнуть американских военных с авиабазы в Бишкеке. Это заявление Макфола вызвало бурю негодования у российского МИДа. Навыков иногда не хватает, честно признал Макфол.
«Десять дней назад вместо слова «взятка» мне стоило бы сказать «пакет экономической помощи», — сказал он.