Государственный департамент США обнародовал в четверг ежегодный «Страновый доклад о практиках соблюдения прав человека». В нем дана характеристика каждой из стран мира за исключением самих США. Наряду с исключительно жесткой отповедью за нарушения прав человека, которым подверглись со стороны США Иран и Сирия, американцы резко критикуют некоторые африканские страны, КНР и Россию.
«Нарушение демократических процедур», принципов справедливого правосудия и верховенства закона и свободы выражения мнений названы Вашингтоном основными российскими проблемами.
Перечисленные в разделе «Основные выводы», эти нарушения богато проиллюстрированы на фактическом материале в основной части исследования.
Госдеп не оставляет без внимания декабрьские думские выборы (о президентских речь пойдет уже в докладе будущего года): изъявление воли избирателей было отмечено «государственным вмешательством, манипуляцией, нарушениями избирательного законодательства, ограничением возможностей оппозиционных партий самоорганизовываться и регистрировать своих кандидатов, иметь доступ к СМИ и вести политические кампании».
Не меньшие проблемы представляет повсеместное нарушение принципов верховенства права, которое касается в основном тех, кто «бросил вызов могущественному государству или бизнес-интересам». Эти смельчаки становятся «субъектами политического преследования», а попадая в тюрьму, «содержатся в жестоких условиях». Причем содержание в заключении, говорят уже расширительно авторы, само по себе «представляет грубое нарушение человеческих прав заключенных», поскольку им не обеспечен доступ к качественному медицинскому обслуживанию, их «базовые человеческие нужды» не удовлетворяются, а сами они становятся жертвами злоупотреблений администраций тюрем и СИЗО.
Авторы доклада ссылаются на официальные ноябрьские данные ФСИН, согласно которым к этому времени в течение 2011 года в заключении насильственной смертью погибли 258 человек. Только в Москве и только в СИЗО, цитируются данные правозащитников, погибли 50 человек. Резонанс получили лишь некоторые случаи, включая гибель в СИЗО юриста Сергея Магнитского и предпринимательницы Веры Трифоновой. Полицейское же насилие сотрудники госдепа иллюстрируют смертью в одном из ОВД Владимира 23-летнего Евгения Котова, который, как объяснил начальник участка, «сначала нанес себе множественные увечья, включая по гениталиям, а затем вышел на лестницу, а его падение с нее привело к его смерти».
В большинстве случаев, когда нарушения прав человека совершаются государственными служащими, «правительство не принимает адекватных мер по преследованию и наказанию» виновных, что способствует установлению «климата безнаказанности».
Принцип верховенства закона «в особенной степени» нарушается на Северном Кавказе, где права человека нарушают не только правительственные чиновники, но и боевики исламистского подполья: по сообщениям, обе стороны «замешаны в убийствам, пытках, физическом насилии и политически мотивированных похищениях».
Отдельно досталось от американцев главе Чечни Рамзану Кадырову, который, как говорится в докладе, «продолжил ущемлять фундаментальные свободы» и ввел практику «коллективного наказания семей», подозреваемых в террористической деятельности. В этой российской республике, отмечают авторы, установилась «атмосфера повсеместного страха и запугивания».
Нарушения сразу в нескольких областях дипломаты объединяют в категорию «нарушение права на выражения мнений» — это и свобода слова, и свобода собраний, и свобода совести.
Что касается свободы слова, то, несмотря на ее наличие «в интернете и некоторых печатных и электронных СМИ»,
«самоцензура, государственный контроль и давление на некоторые печатные и большинство телевизионных СМИ ограничили политическое пространство».
Не забыли в Вашингтоне и упомянуть о DDoS атаках, жертвами которых в день выборов в Государственную думу и последующие дни стали ряд сайтов, в том числе и «Газета.Ru».
Власти допускали прямую критику и угрозы в отношении журналистов, политических и гражданских активистов, некоторые из них подвергались или физическим нападениям, или преследованиям со стороны государственных органов. В качестве иллюстрации госдеп приводит истории с избиением сотрудника «Мемориала» Бахрома Хамроева и развитие случая избиения химкинского эколога-националиста Константина Фетисова в прошлом году — обвинения в этом были предъявлены начальнику одного из департаментов администрации этого подмосковного города Андрею Чернышеву. Три журналиста на Кавказе — Гарун Курбанов, Яхъя Магомедов и Гаджимурад Камалов — были убиты.
Преследования активистов осуществлялись всеми возможными способами: ФСБ указывала компании «Яндекс» раскрыть жертвователей проекту «Роспил» Алексея Навального, лояльные власти СМИ публиковали прослушки деятелей оппозиции во главе с Борисом Немцовым.
Госдеп приводит цифру международных правозащитных организаций: в России в 2011 году насчитывалось 39 политических заключенных, включая фигурантов дела ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Среди остальных авторы доклада выделяют екатеринбургского правозащитника Алексея Соколова, арестованного в 2009 году по обвинению в разбое и выпущенного в минувшем году по УДО, чеченку Зару Муртазалиеву, обвиненную в попытке совершения террористического акта, и официально признанного изменником родины ученого Валентина Данилова.
Последний абзац в «выводах» перечисляет иные нарушения: физическое насилие над призывниками в военных частях (по данным военной прокуратуры, девять человек погибли в результате «дедовщины», «Комитеты солдатских матерей» полагают эту цифру в 10—12 раз заниженной, учитывая, что с собой покончили 119 военнослужащих), ограничение права на свободу собраний, широко распространенная коррупция на всех уровнях власти и правоохранительных органов, насилие над женщинами и детьми, торговля людьми, нападения на почве ксенофобии и ненависти, дискриминация, унижения и нападения на религиозные и этнические меньшинства и мигрантов, общественная и государственная кампания запугивания активистов гражданского общества и профсоюзного движения, дискриминация в отношении лесбиянок, гомосексуалов, бисексуалов и трансгендеров, ограничение трудовых прав».
В общем же в мире 2011 год, как считают в Вашингтоне, прошел под знаком «арабской весны».
Революционные перемены в Египте, Ливии, Тунисе, уход от власти многолетнего президента Йемена Али Абдаллы Салеха показали, как написал представлявший доклад в Вашингтоне помощник госсекретаря по делам демократии, прав человека и труда Майкл Познер, что «в 2011 году (...) сколь многие правительства пали, действуя во имя восстановления порядка, когда их граждане требовали соблюдения всеобщих прав человека и чтобы их голос был услышан...» «События этого года показали нам, что настоящий выбор заключается не между стабильностью и безопасностью, а между реформой и беспорядками, — отмечает он и добавляет: — Переходный период — это время неопределенности. Он может быть хаотичным, нестабильным, иногда насильственным. А когда перемены удаются, они редко бывают линейными, быстрыми и простыми». В части, касающейся Бахрейна, который тоже мог стать причастным к «арабской весне», если бы саудовские войска не помогли эмиру этого государства подавить шиитское восстание, язык доклада значительно отличается, отмечает американская радиостанция NPR, текст «очень фактологичен», в нем нет оценочных суждений, а лишь перечисляются нарушения, включая аресты протестующих без санкции суда.
Приветствуя перемены в Мьянме, где впервые за два десятилетия прошли частично свободные выборы, а в парламент попала лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи, ранее находившаяся под домашним арестом, госдеп резко критикует Китай. Там «ситуация с правами человека ухудшилась, особенно в том, что касается свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы объединений», говорится в докладе, разоблачающем намерения китайского правительства «заткнуть политических активистов» мерами, выходящими за рамки законности. США и Китай лишь пару недель назад вновь разделил дипломатический скандал, связанный со слепым китайским диссидентом Чэнь Гуанчэном, сбежавшим из больницы и скрывшимся на территории американского посольства накануне визита в Пекин госсекретаря Хиллари Клинтон.
Госсекретарь, представлявшая доклад в Вашингтоне, была, однако, наиболее сурово настроена не по отношению к Китаю, а по отношению к Сирии. Режим Асада, объявила она, причастен «не только к покушениям на свободу слова и свободу объединений, но к покушениям на сами жизни своих граждан». Его жестокости «пора положить конец», заявил она, подтвердив четкое намерение Вашингтона добиться отставки диктатора. Действовать вне рамок ООН США, однако, по-прежнему не готовы, а в Совете Безопасности жестким действиям в отношении Сирии препятствуют ее союзники Китай и Россия.