Правительство России внесло в Госдуму законопроект, который должен выполнить постановление Конституционного суда. В июне прошлого года КС решил, что выборы по партийным спискам в небольших муниципалитетах «могут привести к искажению волеизъявления избирателей» и «поставить под сомнение легитимность сформированного в таких условиях выборного органа».
КС пришел к таким выводам после изучения заявления жителей поселка Хомутинино (Челябинская область) Ивана Болтушенко и Юрия Гурмана, а также уполномоченного по правам человека Владимира Лукина.
Заявители сочли не соответствующими Конституции нормы, которые позволили жителям Хомутинино провести в 2009 году выборы полностью по пропорциональной системе. Чуть больше полутора тысяч хомутининцев выбирали десять депутатов по одним лишь партийным спискам.
Самовыдвиженцев Болтушенко и Гурмана в качестве кандидатов не зарегистрировали.
Для исполнения решения Конституционного суда Министерство регионального развития подготовило законопроект, согласно которому выборы по партийным спискам не могут проводиться в муниципалитетах, где выбирается до 15 депутатов, а также в районах, где живет до 3000 человек. В случае если в муниципальных образованиях избирается больше 15 депутатов, по партийным спискам распределяется не меньше 10 мандатов. То есть выборы в Хомутинино по партийным спискам становятся окончательно невозможны, но допустимы для множества других небольших поселков.
Вопросы экспертов вызвало количество жителей муниципалитета, определенное Минрегионом в законопроекте. По мнению председателя комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслава Глазычева, «3000 — цифра, взятая с потолка», а порог в законопроекте занижен минимум в десять раз. Таким образом, решение КС по духу не выполняется.
«Порог должен составлять 30—50 тысяч, потому что в меньших городах всерьез говорить о многопартийности, мягко выражаясь, преждевременно. В местах, где гораздо важнее, как из крана течет вода, это объединяет, строго говоря, и коммунистов, и анархистов», — говорит Глазычев.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов обращает внимание на то, что новый законопроект противоречит Конституции, поскольку основной закон «не делает различия между маленькими и большими муниципальными образованиями». Таким образом, новая норма будет «потенциально уязвима для возможных дальнейших исков в Конституционный суд», отмечает эксперт, по мнению которого, логичнее было бы вообще не разрешать партийные списки на выборах в муниципалитеты.
В новом законопроекте действительно заложено такое противоречие, считает член думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутат от КПРФ Анатолий Локоть. «С точки зрения Конституции у нас не выделены муниципалитеты, муниципальные образования, большие, маленькие, по численности — там сказано «местное самоуправление» и все».