Генпрокуратура Абхазии объявила о задержании шестерых подозреваемых в покушении на жизнь президента Александра Анкваба, с ними проводятся следственно-оперативные мероприятия. «В результате проведенных обысков по месту жительства задержанных было обнаружено и изъято большое количество огнестрельного оружия: автоматы, пистолеты, ручной гранатомет «Аглень», приборы ночного видения, две камуфлированные разгрузки, снаряд от подствольного гранатомета, большое количество боеприпасов к стрелковому оружию, наркотические средства», — передает абхазское агентство «Апсныпресс». Фамилии пятерых официально не сообщаются в интересах следствия, личность одного известна — это бизнесмен Анзор Бутба. Как сообщают близкие к следствию источники «Газеты.Ru», среди задержанных еще два молодых человека, их фамилии Хутаба и Хашиг.
Сначала появилась информация, что подозреваемый — брат известного абхазского политика, кандидата в президенты на выборах 2009 года Беслана Бутбы, но сам политик в разговоре с «Газетой.Ru» это опроверг.
По сообщению Генпрокуратуры, расследованием и задержание занимались службы госбезопасности, МВД и генеральной прокуратуры Абхазии. Но, как выяснила «Газета.Ru», это не совсем так: почти сразу после покушения Анкваб разговаривал с российским лидером Дмитрием Медведевым, и тот предложил свою помощь.
В результате в Сухуми приехали следователи из Москвы, те же, кто в начале 2011 года расследовал теракт в аэропорту Домодедово.
Из каких они ведомств — точно не известно, но делом о взрыве в аэропорту занимались сотрудники ФСБ и Следственного комитета.
Это первое из шести покушений на Анкваба, которое было раскрыто, и первое, которое было совершено после того, как он стал президентом. В должность Анкваб вступил 26 сентября 2011-го, и 22 февраля в 8.25 утра на его кортеж напали в Гудаутском районе, на трассе Гудаута — Сухуми. Один из автомобилей подорвался на радиоуправляемом фугасе, затем все машины кортежа были обстреляны из пулемета и гранатомета. Сам президент почти не пострадал и уже днем был на рабочем месте. На трассе погиб его охранник Ремзик Цугба, через несколько дней в больнице скончался еще один, Тенгиз Пандария.
Тогда в окружении Анкваба «Газете.Ru» говорили, что на президента покушались из-за его намерения бороться с коррупцией, но конкретных объяснений не давали. «Абхазия ни в коей мере не должна стать страной, где политические отношения и планы по наведению порядка пресекались бы криминальными, экстремистскими и близкими к ним политическими кругами, — говорил сам президент «Апсныпресс». — Я разделяю мнение граждан Абхазии, которые говорят, что это покушение на нашу государственность и суверенитет, что это попытка изнутри дестабилизировать ситуацию».
Гудаутский район для Анкваба вообще несчастливый: здесь происходили все покушения, как правило, по пути из дома на работу или наоборот. 28 февраля и первого апреля 2005-го его кортеж обстреливали, 20 июня 2007-го на обочине от удара молнии взорвался замаскированный фугас, а 9 июля у села Лыхны по кортежу выстрелили из гранатомета. Тогда Анкваб был впервые ранен: врачи диагностировали легкую контузию и осколочные ранения спины. Легкие ранения он получил и при следующем покушении: в ночь с 22 на 23 сентября дом Анкваба в Гудаутском районе обстреляли из гранатомета. При этом один из снарядов попал прямо в его спальню.
Главный редактор абхазского издания «Чегемская правда» политолог Инал Хашиг недоумевает, зачем Бутбе нужно было покушаться на Анкваба, его также удивляет засекреченность фамилий остальных задержанных — «для Абхазии это нонсенс». «Бутба занимался разработкой инертных материалов, у него было лесообрабатывающее предприятие, еще магазины, — рассуждает он. — То есть даже по абхазским меркам он бизнесмен средней руки, в список самых богатых явно не входит». Впрочем, эксперт напоминает, что между Бутбой и Анквабом полтора-два года назад все же произошел конфликт. Бизнесмен хотел заняться разработкой карьера все в том же Гудаутском районе, а тогда еще премьер-министр Анкваб разрешения ему не дал. «Но это рядовая ситуация, таких много было, со многими бизнесменами, — говорит Хашиг. — Но в любом случае не раскрыть и это покушение следователи просто не могли, это был бы удар по имиджу».