«Справедливая Россия» провела собрание палаты депутатов, на котором обсуждалась стратегия партии после успешных парламентских (13,24%) и не очень успешных президентских (3,85%) выборов за Сергея Миронова. В президиуме палаты оказались лидер думской фракции СР Сергей Миронов, председатель партии Николай Левичев, а также голодающий 21 день в знак протеста против нечестных выборов мэра Астрахани Олег Шеин. Последний действительно сильно похудел: пиджак висел на Шеине свободно, однако политик с удовольствием общался с коллегами и журналистами и на здоровье не жаловался.
Депутаты разных уровней рассредоточились по конференц-залу Библиотеки имени Ленина и увлеченно заполняли анкеты: руководство «Справедливой России» анонсировало проведение референдума по вопросам развития партии. Корреспондент «Газеты.Ru» посмотрел заполненные анкеты в специальных урнах и обнаружил, что большинство партийцев отвечали анонимно.
Вопросы были следующие: «В каком направлении должна развиваться партия? Оставаться конструктивной оппозицией или усиливать оппозиционность, участвуя в уличных акциях?», «Нужно ли поддерживать деятельность несистемной оппозиции?», «Нужно ли принимать участие в протестных мероприятиях, проводимых другими оппозиционными движениями?» и тому подобные.
Выступление Миронова было самокритичным. Он честно назвал свой результат на президентских выборах неудовлетворительным и перечислил ошибки, начиная от нехватки финансирования и удачной стратегии власти и заканчивая тем, что программа самого Миронова была слишком сориентирована на электорат с Болотной площади, и большинство россиян не поняли, почему надо голосовать за президента «переходного периода», который не собирается править весь срок.
В качестве конструктивного предложения Миронов предложил помимо оргвыводов усилить в партии идеологическую составляющую и добавить к названию «Справедливая Россия» слова «Социал-демократическая партия».
Вслед за Мироновым выступил Николай Левичев, который признался, что «Справедливых Россий» две: одна в Москве, другая в регионах, и центр принятия решений несправедливо смещен в столицу, хотя мнение регионов может быть другим.
В это время депутаты Госдумы из реформаторского крыла партии Дмитрий Гудков и Илья Пономарев вели трансляцию происходящего в Twitter. В ответ на ехидные комментарии своих коллег по Думе из «Единой России» о том, что партийное руководство не может указать партии единственно верный путь, депутату Гудкову пришлось даже опубликовать отдельный твит «Народ, хватит на меня наезжать. Я просто транслирую, что говорит Миронов».
Депутат Госдумы Валерий Зубов заявил с трибуны, что главная проблема — непрозрачность решений, принимаемых в партии, что приводит к рассогласованности между центром и регионами, и предложил создавать в партии идеологические платформы.
После Зубова выступления стали критическими. Руководитель магаданского отделения Игорь Новиков пожаловался на то, что регионы не чувствуют поддержки из Москвы и что депутаты Госдумы неохотно ездят по стране и не помогают однопартийцам бороться с давлением со стороны властей. В то же время он возмутился тем, как Владимир Жириновский во время дебатов в ходе президентской кампании оскорблял депутата Госдумы Оксану Дмитриеву. «Я вот что вам скажу, давайте быть один за всех и все за одного. Зовите нас, мужчин с Дальнего Востока, мы ему покажем, как женщин оскорблять», — заявил депутат под аплодисменты.
Руководитель нижегородского отделения СР Александр Бочкарев и вовсе возложил на аппарат партии вину за низкий результат Миронова на выборах президента, заодно обвинив партийное руководство в принятии кулуарных решений.
Он затронул и тонкую тему дисциплины в партии, напомнив о том, что его самого из списков на выборы в Госдуму по непонятным причинам исключили, зато в областную думу при лоббировании аппаратом определенных кандидатур выбрали такую фракцию, которая голосует за все инициативы «Единой России».
Вопрос партийцев-перебежчиков, которые игнорируют федеральное руководство и поддерживают «Единую Россию», возникал неоднократно, в том числе когда речь зашла о голосовании московских муниципальных депутатов. В это же время стало известно, что подмосковная фракция СР проголосовала за утверждение Шойгу на посту губернатора Московской области, несмотря на то что бюро центрального совета партии накануне советовало сделать ровно обратное.
В итоге уже после заседания палаты на центральном совете подмосковных «эсеров» из партии исключили.
Депутат СР Илья Пономарев в ярко-красном свитере и джинсах в противовес партийцам в строгих костюмах поддержал Зубова в том, что партии надо стать действительно справедливой и прозрачной, и предложил ввести электронное голосование посетителей сайта партии за то, кому из депутатов выступать на пятничной пятиминутке думских заседаний и на какую тему. Дальнейшие инициативы Пономарева и вовсе были откровенно реформаторскими, например, предложение напрямую выбирать лидера партии, а также тех, кто занимает ведущие должности в аппарате.
Ответ он получил симметричный: на сцену поднялся экс-депутат Госдумы Семен Багдасаров и потребовал от партии навести порядок, так как «некоторые депутаты, которые скачут в фонтане» (явно имелась в виду акция на Пушкинской площади, в которой принимали участие депутаты-«эсеры» Илья Пономарев, Дмитрий и Геннадий Гудковы), «постоянно ездят в Вашингтон», назвал таких депутатов «предателями» и призвал Миронова исключить их из своих рядов.
Пономарев и Гудков слушали Багдасарова с улыбками, после чего Дмитрий Гудков поднялся на трибуну.
«Я тоже был на Пушкинской, хотя не в самом фонтане, а рядом, — сказал Гудков, пытаясь сгладить ситуацию. — Наша большая ошибка, как я считаю, было признание президентских выборов и поздравление Путина с победой еще до того, как закончили считать результат. Многие регионы справедливо обижены на это».
Гудков напомнил партии о том, что за нее голосовали не только идейные социал-демократы, но и протестный электорат, вышедший на Болотную, который счел СР наиболее адекватной «партией протеста».
«Нам нельзя терять этих людей, — говорил Гудков. — Сейчас будет расти партийная конкуренция, и они могут уйти в другие партии, нам надо держаться четкой оппозиционной линии».
В перерыве и реформаторы, и консерваторы говорили, что, хотя дискуссия прошла жарко, конкретных результатов не дала. Собеседники «Газеты.Ru» из числа присутствовавших на заседании сторонников реформ говорили, что борьба только началась и основное сражение предстоит осенью, когда будут предложены поправки в устав.
Главным заявлением, которое «эсеры» приняли по итогам дня, — это запрет на подписание коалиционных соглашений с «Единой Россией» на любом уровне.