Конгресс США может обязать президента Барака Обаму расширить военно-техническое сотрудничество со странами, имеющими намерение вступить в НАТО, в том числе с Грузией. Соответствующий законопроект внес в конце минувшей недели сенатор от Индианы Ричард Лугар, старший республиканец в сенатском комитете по иностранным делам.
Законопроект впервые называет Грузию, а также Боснию и Герцеговину, Македонию и Черногорию, «странами-соискателями» членства в альянсе, и предлагает Белому дому передать излишки вооружений.
Документ предлагает сделать создание двусторонних программ военного сотрудничества США с будущими кандидатами в НАТО обязательным. Из сослагательного наклонения формулировки о «возможности создания» таких программ предлагается перевести в повелительное («президент должен» их создать). Такое сотрудничество, по мысли Лугара, должно включать в себя регулярный обмен визитами на офицерском уровне, совместную оценку угроз и оборонных потребностей, а также «продажу оборонительных материалов, необходимых для поддержания достаточных возможностей для самообороны территории». В частности, сенатор специально оговаривает возможность передачи четырем странам излишков вооружений в рамках существующей с 1961 года программы.
Лугар предлагает своим коллегам по Конгрессу указать президенту Обаму, что тот должен возглавить усилия НАТО по предоставлению «ясной «дорожной карты», гарантирующей Грузии и Боснии и Герцеговине «Плана по членству» или другого эквивалентного плана».
«Расширение НАТО является ключевым элементом для упрочения стабильности и политических реформ в новых демократиях Центральной и Восточной Европы, а также на Балканах, - говорится в заявлении Лугара, опубликованном на его сайте. – Перспектива членства в НАТО не только улучшает ситуацию с региональной безопасностью, но и помогает превратить эти страны в тесных экономических партнеров США и партнеров в области национальной безопасности».
Документ, подготовленный Лугаром, следует традиции американских законодателей, которые на протяжении последних двух десятилетий всячески подталкивали исполнительную власть давать больше гарантий потенциальным членам НАТО, в том числе обещая профинансировать модернизацию их вооруженных сил.
Две из четырех этих стран - Грузия и Македония – уже обладают определенными льготами в военно-техническом сотрудничестве с США и их союзниками по НАТО, будучи включены в изначальный список потенциальных членов Альянса еще с 1994 года. В соответствии с американским законодательством, они могут получать доступ к фондам натовской программы «Партнерство во имя мира» (Грузия подключена к программе с 1999 года), программам Пентагона «Региональная аэрокосмическая инициатива» (Грузия была привлечена к ней в 2000 году) и «Система информационного менеджмента Партнерства во имя мира» (PIMS). Босния и Герцеговина и Черногория наделяются такими же правами впервые.
Статус страны-соискателя членства в рамках НАТО Грузия получила уже в декабре 2011 года по итогам министерской встречи Альянса в Брюсселе.
Но первый шаг к этому Тбилиси сделал вместе с Киевом в апреле 2008 года на бухарестском саммите НАТО. «Мы согласились сегодня в том, что эти страны станут членами НАТО», - говорилось в итоговой декларации встречи.
Августовский конфликт с Россией, лишившей Грузию шансов на возвращение под свой контроль Абхазии и Южной Осетии, внес коррективы в планы западных союзников по приглашению в альянс постсоветских стран. Тбилиси так и не перешел на новый уровень отношений с Альянсом, не получив так называемого «Плана по членству» (MAP), который считается отправной точкой для начала вступления в военный блок.
После войны, однако, США взяли курс на модернизацию грузинских вооруженных сил, запустив в последние месяцы администрации Джорджа Буша-мл. несколько программ, названных «Три «б»» (Brains before brawn – Мозги впереди мышц). Они сосредоточены на исправлении «недостатков», которые высветило поражение в военном конфликте, а именно в управлении и координации действий подразделений вооруженных сил и обеспечении защиты коммуникационных систем. Прямые поставки военной помощи, которых так опасалась Россия, так и не начались, хотя в Вашингтоне голоса с требованием оказания прямой военной помощи раздавались не раз.
В октябре прошлого года, например, под эгидой сенаторов Линдси Грэма и Джин Шахин Атлантический совет, один из самых влиятельных исследовательских институтов в области евроатлантической безопасности, был опубликован доклад «Грузия и Запад: политическая «дорожная карта» к грузинскому евроатлантическому будущему», в котором предложил усилить военное сотрудничество США с Грузией. Упор делался, в частности, на расширение как программ подготовки грузинских военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях НАТО, в первую очередь в Афганистане, так и существующих механизмов сотрудничества в рамках программы «Партнерства во имя мира».
«Говорить о том, что вашингтонский истэблишмент тем или иным способом требует вооружения Грузии – это большое преувеличение», - рассуждает в беседе с «Газетой.Ru» независимый военный аналитик Александр Гольц. Тот факт, что Лугар вновь поднял болезненный для России грузинский вопрос, говорит, по его мнению, о том, что предвыборная гонка в Соединенных Штатах достигла такого накала, что коснулась и внешнеполитических вопросов – ведь ранее наблюдатели полагали, что президентская кампания будет сконцентрирована исключительно на внутриамериканской тематике.
Но все же администрация пропустила, чтобы в военном бюджете США на 2012 финансовый год, однако, появилось положение, требующее от администрации представить в течение 90 дней Конгрессу план «нормализации оборонного сотрудничества с Республикой Грузия, включающей продажу оборонительных вооружений». Но замгоссекретаря по вопросам Европы и Евразии Филип Гордон вновь прозвучал успокаивающе, заметив 9 января, чуть более недели спустя после подписания Обамой военного бюджета, что он не думает, что позиция США относительно сотрудничества с Грузией «претерпит изменения». «Мы сотрудничаем с грузинской стороной в области безопасности и сосредоточены, главным образом, на обучении и тренировке (сотрудников силовых структур). Также мы сотрудничаем в Афганистане. Грузия является страной, сделавшей один из самых значительных, учитывая численность населения, вкладов в операцию в этой стране. Наше сотрудничество с Грузией продолжится в этих областях, - заявил дипломат. - Что касается поставок вооружений, то мы будем действовать точно так же, как и в отношениях с другими странами: на основе анализа множества факторов и в зависимости от ситуации».
Сейчас грузинская тема «всплывает попутно», уверен замдиректора Института США и Канады генерал-майор в отставке Павел Золотарев. Белый дом, по его словам, подталкивают к выполнению двух задач – во-первых, выполнению союзнического долга перед своими партнерами в Европе, в том числе и Грузией, которая серьезно вложилась в военные операции в Афганистане и в Ираке, а во-вторых, закреплению привязанности грузинской армии к поставкам из США. «Зачем настаивать на поставках излишков вооружений? Даже если эти поставки обходятся даром, то впоследствии эту технику придется обслуживать, закупать запчасти, переориентироваться на используемые в ней технологии», - объясняет эксперт. «Политическая составляющая в этом незначительна», - уверен Золотарев, по чьему мнению перспективы предоставления Грузии «Плана действий во членству» уже в этом мае выглядят нереальными. Гольц разделяет это убеждение: «Никакого обострения (в отношениях с Россией) не будет». «Без России обеспечить прогресс на приоритетном для американской политики направлении – афганском – будет невозможно, и все это прекрасно понимают», - считает аналитик.