Минобороны и компания «Сухой» подписали в четверг контракт на поставку в военно-воздушные силы 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.
«Министр обороны Анатолий Сердюков и гендиректор компании «Сухой» Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34», — говорится в официальном сообщении военного ведомства, которое цитирует «Интерфакс».
Закупка новых бомбардировщиков – это первый шаг по модернизации авиапарка ВВС.
«Это один из крупнейших контрактов на поставку боевой авиационной техники, предусмотренных государственной программой вооружения на 2011–2020 годы. Его реализация позволит в ближайшее время в значительной степени заменить стоящие на вооружении фронтовые бомбардировщики типа Су-24», — отметил после заключения соглашения Сердюков.
Благодаря подписанному соглашению авиазаводы будут обеспечены госзаказами на ближайшие годы и смогут использовать государственное финансирование на модернизацию производства.
«Заключенный контракт гарантирует компании «Сухой» и предприятиям-смежникам высокую загрузку, дав новый импульс развитию на длительную перспективу», — выразил уверенность присутствовавший на подписании соглашения президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и председатель совета директоров ОАО «Компания «Сухой» Михаил Погосян.
Два новейших бомбардировщика были переданы в состав ВВС в 2006 году. Первый большой контракт на поставку в армию новых Су-34 был заключен в 2008 году, в течение пяти лет авиастроители взяли на себя обязательство поставить в Военно-воздушные силы 32 новых бомбардировщика. На данный момент в войска передано 10 самолетов.
Существуют разные оценки стоимости одного самолета Су-34: назывались цифры от 1 млрд рублей до €50 млн (почти 2 млрд рублей) в полной комплектации. Говорить о конкретной цене контракта достаточно сложно, отмечает главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин.
«Этот самолет на экспорт не поставлялся. Можно сравнить с тем же Су-30 МК: его цена от $40 до $50 млн за самолет», — рассуждает эксперт. Он добавляет, что внутренняя цена серьезно корректируется, поскольку система расчетов отличается от экспортной.
Но все равно сумма подписанного контракта вряд ли составляет менее 100 млрд рублей.
Согласно заключенному контракту и прежним соглашениям, к 2020 году в военно-воздушные силы должно поступить более 120 Су-34. «Это хорошее количество, 10 эскадрилий. Они должны заменить старые Су-24 М, которых официально довольно много, но неясно, сколько из них летающих», — подчеркивает Фомин.
При заключении контракта стороны исходили не только из потребностей ВВС, но и из возможностей авиационного завода в Новосибирске, отмечает главред «Взлета». «В контракте можно понаписать чего угодно, но завод не сможет его выполнить. Если прикинуть, что производство по новому контракту начнется в 2014 году, поскольку еще идут работы по контракту 2008 года, получается по 12 самолетов в год», — размышляет эксперт. Он напоминает, что в 2012 году завод в Новосибирске должен поставить в ВВС 10 самолетов, а в 2013 году – 12. «В итоге получается средний темп, и цифра выглядит вполне реально», — отмечает Фомин. При этом он уверен, что сроки выполнения госзаказа будут зависеть от темпа финансирования. «Самое главное, как будет выполняться график финансирования. В прошлые годы именно с этим и были проблемы», — отмечает эксперт.
Разработка нового бомбардировщика началась еще в советское время, в 1990 году состоялся первый полет прототипа Су-34. Первый предсерийный образец самолета построили в 1993 году, после чего бомбардировщик проходил испытания. Он предназначается для уничтожения наземных целей противника и способен нести до 8 тонн различного вооружения. Су-34 применялся во время боевых действий в Южной Осетии в 2008 году и, по мнению военных, показал высокую эффективность.