Александр Анкваб, избранный в августе прошлого года президентом Абхазии, пережил покушение. В результате теракта глава государства не пострадал. «Я не пострадал, мне сейчас некогда», — объявил Анкваб дозвонившимся до него журналистам «Интерфакса». «Я с ним говорил, он чувствует себя нормально, но предположений не высказывает», — сообщил, в свою очередь, «Газете.Ru» бывший премьер и бывший соперник Анкваба на президентских выборах Сергей Шамба. В настоящее время президент находится на рабочем месте, но к мобильному телефону не подходит.
Покушение на президента произошло в 8.25 утра в Гудаутском районе республики, на автотрассе Гудаута — Сухуми. Один из автомобилей сопровождения был подорван на радиоуправляемом фугасе — на месте взрыва образовалась глубокая воронка большого диаметра. Сразу же после взрыва машины были обстреляны из гранатомета и пулемета.
Сотрудники охраны открыли ответный огонь. В кортеж Анкваба входили три внедорожника Toyota Land Cruiser, один «УАЗ» Hunter и одна милицейская машина. Одна из машин полностью сгорела. Как рассказала журналистам официальный представитель МВД республики Назира Кафтанова, 38-летний сотрудник государственной службы охраны Ремзик Цугба, находившийся во взорванном автомобиле, погиб. Позже стало известно, что скончался и получивший тяжелые ранения его коллега, доставленный в госпиталь в Гудауте, передает ИТАР-ТАСС.
По горячим следам злоумышленники не были найдены. На место преступления лично выехали министр внутренних дел Абхазии Отар Хеция и генеральный прокурор республики Сафарбей Миканба. В республике введен план «Перехват», задействованы все силовые структуры. К поиску преступников подключены боевые вертолеты.
Для Анкваба это пятое покушение.
На него дважды покушались в 2005 году, в первый раз через две недели после вступления в должность премьер-министра: его машина была обстреляна из автомата на подъезде к Сухуми. Второй раз в него стреляли у села Ачадара Сухумского района несколько месяцев спустя. В обоих случаях Анкваб не пострадал. В результате третьего покушения два года спустя он был ранен — получил контузию и осколочные ранения спины — при гранатометном обстреле его машины под селом Лыхны Гудаутского района.
В четвертый раз на жизнь Анкваба покушались, уже когда он был вице-президентом. В ночь на 23 сентября позапрошлого года его дом в Гудаутском районе республики был обстрелян из гранатомета. Снаряд попал в комнату, где спал абхазский вице-президент, и взорвался. Анкваб получил осколочные ранения руки и ноги, но от госпитализации отказался.
Всякий раз преступникам удавалось скрыться без следа. Всякий раз власти объявляли, что в ходе расследования рассматриваются разные версии, но причастность к покушению грузинских спецслужб не рассматривалась.
Как напоминает РИА «Новости», правоохранительные органы Абхазии считают покушением на Анкваба и инцидент 21 июня 2007 года, когда на подъезде его автомобиля со стороны Гудауты к Новому Афону прогремел мощный взрыв. Тогда заложенный у дороги фугас сдетонировал от удара молнии, никого не ранив.
Генеральная прокуратура возбудила по факту покушения уголовные дела по нескольким статьям: «Посягательство на жизнь государственного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной и политической деятельности, а также из мести за такую деятельность», «Покушение на убийство двух и более лиц в связи с осуществлением служебной деятельности, совершенное общеопасным способом», «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, ношение оружия, боеприпасов и взрывчатых устройств, совершенное организованной группой». Расследованием занимается межведомственная группа, состоящая из сотрудников Генпрокуратуры, МВД, Службы госбезопасности.
Еще один бывший соперник Анкваба на выборах, оппозиционер Рауль Хаджимба считает, что на президента покушались, потому что он боролся с коррупцией. О том же говорит и политолог, главред «Чегемской правды» Инал Хашиг. «Он понимал, что если с коррупцией не бороться, то она просто съест абхазскую государственность, — рассуждает эксперт. — Скорее всего, задел чьи-то интересы». При этом, считает Хашиг, это могут быть интересы кого-то за пределами республики, но не в Грузии, а в России.