Вечером в четверг сотрудники южноосетинского ОМОНа взяли штурмом штаб-квартиру экс-кандидата в президенты республики Аллы Джиоевой, которая намеревалась в пятницу провести инаугурацию, чтобы провозгласить себя главой Южной Осетии. Джиоева в реанимации с гипертоническим кризом, около больницы начинают собираться ее сторонники.
«В штаб пришел следователь прокуратуры и потребовал, чтобы Алла поехала с ним как свидетель по уголовному делу. Она отказалась, потому что у него не было документов. Буквально через несколько минут в штаб ворвались люди в масках, с автоматами», – рассказала «Газете.Ru» правозащитница Фатима Маргиева.
Мужчины, находившиеся вместе с Джиоевой в ее штаб-квартире, были арестованы силовиками, рассказала «Газете.Ru» оппозиционный активист Эллина Марзоева.
«Здание штурмовали омоновцы, также среди нападавших были сотрудники госохраны, которые работали еще при Кокойты (Эдуард Кокойты, экс-президент Южной Осетии. – «Газета.Ru»), но руководил всеми человек в штатском. По нашим данным, он может быть из российской ФСБ», — отметила Марзоева.
По ее словам, Джиоеву посадили в полицейскую машину и повезли на допрос, но ей стало хуже. «Тогда они приняли решение все же вести Аллу в больницу. Сейчас она находится в реанимации, а ее сторонники начинают собираться именно там», — рассказала Марзоева.
Чуть позже и. о. генпрокурора Южной Осетии Георгий Кабулов подтвердил, что лидер южноосетинской оппозиции госпитализирована: врачи говорят, что у нее гипертонический криз.
«Джиоева отказалась выполнять требование следователя, ссылаясь на то, что завтра у нее состоится инаугурация. В ходе разговора Джиоевой стало плохо, следователь вызвал ''скорую помощь'' и наряд милиции, так как во дворе штаба Джиоевой находились 20–25 неизвестных лиц», — цитирует Кабулова южноосетинское агентство «Рес».
Спустя несколько минут после этого агентство распространило заявление и. о. президента республики Вадима Бровцева. В нем он заявляет о решимости подавить «попытки антиконституционного переворота». «Экс-кандидат в президенты Джиоева публично объявила о своей инаугурации 10 февраля 2012 года и вступлении в должность президента, что явно противоречит решениям как парламента Южной Осетии, так и других органов государственной власти, обеспечивающих законный порядок, правопреемственность президентской власти. Такого рода заявления явно ведут к нарушению конституционного строя и фактически являются призывом к попытке насильственного захвата власти», — говорится в заявлении. Оно было обнародовано в то время, когда стало известно, что Джиоева находится в реанимации.
Позднее стало известно, что арестован муж экс-кандидата в президенты Мэл Цховребов и юрист штаба Юрий Кокоев.
«Сейчас идет обыск в штабе, а сам он при штурме был разгромлен», — рассказала Марзоева.
Новые президентские выборы в республике должны пройти 25 марта. Они были назначены после того, как Верховный суд Южной Осетии признал незаконным второй тур президентских выборов в ноябре. По данным ЦИК, убедительную победу на них одержала Джиоева, хотя Россия открыто поддерживала кандидатуру главы местного МЧС Анатолия Бибилова. В декабре при посредничестве сотрудников администрации президента РФ властям и оппозиции удалось достичь соглашения о проведении новых выборов, отставке Кокойты и ряда чиновников, но последняя часть договоренностей не была выполнена.
В четверг в Южной Осетии был последний день регистрации кандидатов в президенты Южной Осетии. Накануне окончания регистрации парламент непризнанной республики принял поправки в закон, который лишает оппозиционера Аллу Джиоеву возможности быть избранной: президентом республики не может быть человек с непогашенной судимостью, которая есть у экс-кандидата в президенты.
В четверг в Цхинвали прошел митинг в поддержку президентских выборов, который, по заверениям организаторов собрал около трех тысяч человек. «Людей согнали туда под угрозой увольнения, шантажировали их, внимательно следили и отмечали, кто туда пришел, а кто нет», — рассказала «Газете.Ru» очевидец митинга Маргиева. По ее словам, главными лозунгами митинга были «не допустить кровопролития» и «провести честные выборы». «Не очень понятно, о каком «кровопролитии» говорили организаторы. Вообще собравшиеся на площади очень быстро стали расходиться», — отметила Маргиева.
Силовые методы в отношении Джиоевой способны только ухудшить ситуацию, уверен местный политолог Алан Парастаев.
«Этим штурмом они взорвали ситуацию. Сейчас у Джиоевой станет еще больше сторонников. Ничего подобного никто не ожидал — все надеялись, что решение будет найдено политическими методами», — отмечает эксперт.
По его словам, принимавшие решение о штурме заинтересованы в максимальном обострении ситуации в республике.