Победившая на выборах президента Южной Осетии Алла Джиоева с членами сформированного ей оппозиционного госсовета обсудила дальнейшую стратегию во вторник, после того как Верховный суд Южной Осетии отказал в удовлетворении ее жалобы. Оппозиционерка требовала отмены решения главы ВС Ацамаза Биченова о признании выборов недействительными из-за якобы допущенных Джиоевой нарушений. После этого парламент назначил повторные выборы на 25 марта.
«У нас одно требование — отставка президента Кокойты, — рассказал «Газете.Ru» по итогам госсовета Анатолий Баранкевич, экс-секретарь Совбеза республики. — До этого момента люди с площади не уйдут».
При этом, по словам Баранкевича, «у народа терпения все меньше», «президент Кокойты неадекватен», а лидерам оппозиции «приходится отклонять радикальные предложения».
Кокойты во вторник выступил с новыми ответными заявлениями, из которых следует, что любые компромиссы с оппозицией исключены. Он обвинил оппозицию в получении финансирования от Грузии и прокомментировал ночное нападение на квартиру генерального прокурора Южной Осетии Таймураза Хугаева. Несколько дней назад в Цхинвали собеседник корреспондента «Газеты.Ru» называл фамилию генерального прокурора в качестве возможного кандидата от власти на мартовских выборах. В ноябрьских, утверждает источник, он не смог принять участие, потому что ему не хватало нескольких месяцев для преодоления десятилетнего ценза оседлости, необходимого по закону. По сообщению «Интерфакса», около 5 утра по окну пятиэтажки выстрелили из гранатомета «Муха». В стене дома образовалась 30-сантиметровая дыра, выбило стекла в соседних квартирах. Хугаев и его семья не пострадали, хотя были дома. Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц».
В Генпрокуратуре нападение связали как раз с рассмотрением жалобы Джиоевой.
«Это все делается для того, чтобы вывести вас из равновесия и подтолкнуть на неправильные шаги. Наши шаги будут четкими и жесткими, но в рамках закона», — заявил Кокойты на совещании с правоохранительными органами.
«Никаким самообразовавшимся структурам мы не позволим дестабилизировать ситуацию в республике. Никакие политические амбиции не стоят беспорядков на улицах Цхинвала», — пригрозил он.
Оппозиционеры считают и сам инцидент, и последовавшее за этим заявление Кокойты «провокацией». Баранкевич, «как военный», вообще подозревает, что нападение было инсценировано. «При выстреле из гранатомета у всех находящихся в квартире была бы сильная контузия, — заявил он «Газете.Ru». — Кроме того, есть свидетели, которые говорят, что Хугаевы зашли в квартиру уже после выстрела, а всю ночь рядом с их домом не стояла обычная охрана».
Замглавы МИДа Алан Плиев в разговоре с «Газетой.Ru» не исключил, что инцидент с обстрелом квартиры генпрокурора может стать поводом для разгона палаточного лагеря оппозиции, который уже неделю стоит в центре Цхинвали. В пользу этой версии, по его словам, говорит и то, что Транскавказская магистраль, связывающая Северную и Южную Осетию, снова закрыта из-за повышенной лавиноопасности. При этом собеседники «Газеты.Ru» в республике утверждают, что особых причин для этого нет, кроме той, что из Владикавказа в Цхинвали хотят приехать те, кто поддерживает Джиоеву. Часть ее сторонников уже были задержаны правоохранительными органами во Владикавказе. Причем закрыта не только магистраль, но и граница. ИТАР-ТАСС в правоохранительных органах Южной Осетии объяснили эти меры «сложной политической ситуацией в республике».
Тем временем на площади продолжают находиться, сменяя друг друга, от 200 до 500 человек. Там стоят большие армейские палатки, в которых можно получить горячий чай и пряники, и металлические бочки с кострами, вокруг которых грубо сколоченные доски. По ночам здесь варят мясо в больших чанах, танцуют и поют под баян. Во вторник власти попытались перехватить музыкальную инициативу у оппозиции и вынесли свои колонки, из которых оглушительно играла национальная музыка. Выступать со сцены под такой аккомпанемент Джиоева и ее соратники не могли, и кто-то просто перерезал провода колонок.