Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Кремль не справляется с показателями

Система оценки губернаторов оказалась слишком громоздкой

,
Система оценки губернаторов должна быть пересмотрена, их деятельность нужно оценивать по степени модернизации региона, пришел к выводу Госсовет в Хабаровске во главе с Дмитрием Медведевым. Регионам в перспективе обещано больше денег, однако на серьезные подвижки президент и федеральные власти пока не готовы.

Существующие критерии оценки губернаторов нужно радикально сократить, они не дают полноценной картины, предложил в ходе заседания Государственного совета в Хабаровске замминистра экономического развития Андрей Клепач. Сам Госсовет был посвящен взаимоотношений регионов и центра. Вслед за Клепачом неэффективность существующей системы признали и другие выступавшие, а член рабочей группы Госсовета президент «Деловой России» Александр Галушка добавил, что вместо существующих критериев нужно придумать «рейтинг модернизациционной успешности регионов».

«Я согласен и с тем, что было сказано в отношении укрепления показателей, по которым осуществляется оценка деятельности губернаторов, - поддержал выступавших президент Дмитрий Медведев. — Мы их из благих побуждений расплодили, но по ним очень трудно зачастую понять, кто чем занимается».

Нынешняя система оценки губернаторов была введена еще указом Владимира Путина в 2007 году. К 2009 году количество анализируемых критериев расширилось до 300, сейчас региональные власти отчитываются перед федеральным центром по более чем 400 показателям. Ранее Кремль даже объявлял конкурс на разработку компьютерной программы, которая бы анализировала все эти данные. Но, даже несмотря на это, система оказалась чрезвычайно громоздкой.

«Одному человеку невозможно отвечать по такому количеству показателей, — объяснил «Газете.Ru» член рабочей группы, президент «Деловой России» Александр Галушка. —

Кроме того, такой массовый отчет еще и сложно анализировать. Нам кажется, что надо сокращать показатель вообще до десяти».

Существующая оценка работы глав регионов с действительностью имеет мало общего, в нынешнем виде система не работает, — констатировал в разговоре с «Газетой.Ru» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Политолог отмечает, что, несмотря на наличие огромного количества критериев, в них не входит такие, которые «реально влияют» на принятие решения о смене губернатора, например, конфликт в элитах или электоральный рейтинг. Кроме того, по его мнению, «нужно не сравнивать Курганскую область с Тюменской, а смотреть, чего удалось добиться за год — по привлечению инвестиций, например».

В ходе Госсовета Медведев поддержал идею модернизационного рейтинга. «Я не вижу ничего плохого в том, чтобы подумать и над рейтингом модернизационной успешности регионов, включая взаимосвязь, в конечном счете, с личным успехом губернатора и его судьбой», — заметил действующий глава государства, назвав такой рейтинг «синтетическим» показателем. В качестве примера он привел Тверскую область, подпустив шпильку ушедшему в отставку губернатору Дмитрию Зеленину. Медведев заметил, что, хотя Тверская область и находится между Москвой и Санкт-Петербургом, она не сумела использовать этот потенциал. «Одинаковые почти условия, принципиально другие результаты», — недовольно указал президент, особо подчеркнув, что это результат работы именно Зеленина, так как нового губернатора он еще не успел оценить.

По словам Галушки, основная идея «модернизационного» рейтинга для регионов заключается в «оценке соответствия лучших практик». Авторы доклада рабочей группы Госсовета (есть в распоряжении «Газеты.Ru») отмечают, что увеличение вклада регионов в модернизацию российской экономики потребует расширения их налоговой базы. Это возможно в результате корректировки сложившегося распределения бюджетных доходов между центром и регионами.

По словам авторов доклада, сложившаяся система межбюджетных взаимоотношений сконцентрирована в большей степени на решении текущих проблем социально-экономического развития, а изменчивость межбюджетных пропорций препятствует повышению роли органов госвласти в модернизации экономики. Впрочем, самое главное, что волновало региональных руководителей в ходе Госсовета в контексте перераспределения полномочий, это вовсе не модернизация, а возможность получить какой-то серьезный доход, например, с природных ресурсов или налогов.

Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов пожаловался, что с одного месторождения федеральный бюджет получает 256 млрд налогов, «а мы аж два млрд».

Поделиться серьезными полномочиями с регионами предложил и полпред ДВФО Виктор Ишаев. «Даже лицензирование многих месторождения проводится все равно в Москве. Никто не хочет делиться этими полномочиями», — посетовал Ишаев. «Делиться полномочиями никто не хочет, потому что на этом отрабатывается хороший объем взяток, — усмехнулся глава государства. — Но и над этим надо подумать».

Правда, по словам чиновника, знакомого с разработкой правительственных групп Козака и Хлопонина (которые разрабатывают критерии децентрализации), ни НДПИ, ни других доходных статей и полномочий регионы в результате децентрализации не получат. Одно из обсуждавшихся рабочей группой предложений касалось передачи части НДС в регионы. «Были разные предложения, в том числе и передача 10% НДС в регионы, — рассказал руководитель рабочей группы губернатор Свердловской области Александр Мишарин. — Мы передали свои предложений в рабочую группу Хлопонина и готовы продолжить работать над этим вопросом, если вы дадите такое поручение», — обратился Мишарин к президенту. К заявлениям о передаче НДС регионам надо относиться «очень осторожно», потому что «забрать и поделить — не лучший метод», рассказал после Госсовета и. о. министра финансов Антон Силуанов. ПО его словам, Минфин не поддерживает передачу НДС регионам.

«НДС — такой налог, у которого есть не только уплата, но и его возмещение», — напомнил он. И. о. министра опасается, что это может вызвать вопросы с обеспечением возврата налога. Сиуланов предположил, что пока можно говорить о передаче муниципалитетам процедуры упрощенного налогообложения и налогов, которые будут собираться по патентной системе. «Такие небольшие вещи», - заметил чиновник. «Но основной источник повышения доходов регионов и муниципалитетов мы видим в постепенной отмене льгот, которые установлены федеральным законодательство в отношении региональных налогов, — рассказал Силуанов. — Речь идет о налогах на имущество, льготы по земельным налогам». Соответствующая работа будет проводиться в следующем году, предложил он.

Новости и материалы
В МИД России прокомментировали процесс снятия с «Талибана» террористического статуса
Россия и Белоруссия продлили договор о сотрудничестве в сфере экспорта нефти
В Курской области предупредили об угрозе ракетной опасности
В Раде призвали не ждать санкций против России «как появления нового iPhone»
В трех областях Украины объявили воздушную тревогу
В США пригрозили четырем странам санкциями, если они арестуют Нетаньяху
Трамп предложил Роллинc на пост главы Минсельхоза США
«Барселона» упустила победу в матче против «Сельты» в чемпионате Испании
От «Каэтано» пострадали несколько регионов России
Юрист рассказал, как получить компенсацию за моральные страдания после ДТП
В США считают, что китайские хакеры взломали гаджеты политиков
В России ввели уголовную ответственность за поддельные налоговые документы
Кадыров показал кадры уничтожения опорного пункта ВСУ в ДНР
В МИД России ответили на слова Подоляка о том, что «Орешника» не существует
В Турции заявили, что США и Британия дали старт конфликту на Украине
В штабе Трампа заявили о его планах по решению конфликта на Ближнем Востоке
На Украине раскрыли реальные планы Зеленского
Волонтерам освободили от НДФЛ компенсацию за медицинские услуги
Все новости