Высокий суд Лондона в среду отклонил апелляцию основателя портала Wikileaks австралийского подданного Джулиана Ассанжа, экстрадиции которого в Стокгольм требует шведская прокуратура, подозревающая его в преступлениях сексуального характера. Лорд апелляционного суда сэр Джон Томас и судья сэр Дункан Оусли подтвердили февральское решение Белмаршского магистратского суда, сообщает Reuters.
У Ассанжа есть две недели для подачи новой апелляции в высшую судебную инстанцию – Верховный суд Соединенного Королевства. Для пересмотра решения ему потребуется показать, что дело о его выдаче имеет исключительную «общественную значимость».
Адвокаты Ассанжа уже объявили о намерении подать новую апелляцию, в противном случае в течение 10 дней с момента оглашения вердикта Высокого суда Лондона Ассанж будет экстрадирован в Швецию. Однако, как отмечает газета The Guardian, в том случае, если Верховный суд примет ходатайство об апелляции, то Ассанж, скорее всего, будет отпущен под залог до начала своего очередного процесса, который откроется уже после Нового года. В случае отказа принимать его дело он будет экстрадирован в Швецию уже 26 ноября.
Сторонники встретили Ассанжа, который прибыл в суд в строгом синем костюме с британским патриотическим красным маком в петлице, криками: «Свободу Ассанжу! Свободу Мэннингу!» 22-летний рядовой специалист армии США Брэдли Мэннинг является главным подозреваемым в деле об утечке секретных депеш госдепа. Мэннинг был арестован в мае прошлого года и с тех пор содержится без предъявления обвинений в одиночной камере, сначала на базе Пентагона в Куонтико в штате Вирджиния, а теперь в тюрьме в Форт-Ливенворт, штат Канзас.
Слушания по апелляции Ассанжа на решение Белмаршского магистратского суда завершились в июле. В ходе процесса его адвокатская команда во главе со спецдокладчиком ООН по контртерроризму Беном Эммерсоном и Гарет Пирс, защищавшей на протяжении 1970—1980-х ложно обвиненных в терроризме северных ирландцев, пытались доказать безосновательность претензий Стокгольма. В Швеции его ждут на допрос, который, по местному законодательству, обязателен для предъявления обвинения, суть которого уже давно известна. Ассанж будет обвинен в одном эпизоде изнасилования и трех эпизодах сексуального домогательства в августе 2010 года на основании показаний двух шведских подданных — Анны Ардин и Софии Вилен. В случае вынесения в Швеции обвинительного вердикта его может ждать до 4 лет тюремного заключения.
Набор аргументов, которые использовали адвокаты, не изменился с первого процесса в начале 2011 года, но тогда защитники напирали на юридическую сторону дела — что в апелляционной инстанции суд должен принимать решение исключительно о правомочности выдачи Стокгольмом европейского ордера на арест, а не разбирать дело по существу.
На первом суде защитники основателя Wikileaks (тогда их возглавлял Джеффри Робертсон) пытались использовать все возможные аргументы, особо отмечая, что, по их мнению, в Швеции Ассанж не может рассчитывать на справедливое правосудие, поскольку против него настроено общественное мнение и даже сам премьер-министр Фредрик Рейнфельдт. Кроме того, защитники указывали на неоднозначность самой процедуры выдачи шведской прокуратурой европейского ордера на арест, ведь никакого национального ордера, который к тому же должна готовить полиция, а не прокуратура, выдано не было. Помимо этого адвокаты пытались уличить шведскую прокуратуру в неверной квалификации совершенных Ассанжем действий в отношении девушек – обе они якобы вступали в половую связь с их подзащитным добровольно, а впоследствии фактически вступили в сговор с целью оклеветать Ассанжа. О том, какие показания девушки давали полиции, «Газета.Ru» подробно писала. Зимой адвокаты говорили еще и о том, что Швеция в дальнейшем может выдать Ассанжа США, где его могут ждать уголовные обвинения по куда более тяжким статьям, за которые американское законодательство предусматривает суровое наказание вплоть до смертной казни. Однако вскоре защита решила отказаться от этой линии, признавая, что Стокгольм будет не вправе передать хакера американским властям.
Британский прокурор Клэр Монтгомери, представлявшая шведскую прокуратуру, в обоих процессах настаивала на том, что Стокгольм мог выдавать ордер на арест в связи с тем, что официальные обвинения не могут быть выдвинуты без предварительного допроса потенциального подозреваемого. Все отсылки к обстоятельствам встреч Ассанжа с истицами она объявила ничтожными, поскольку экстрадиция распространяется и на преступления, которые расследуются на основании жалобы, а не исходя из доказательной базы.
Ассанж, арестованный в декабре, был выпущен под залог на жестких условиях. Все эти месяцы он оставался фактически под домашним арестом в поместье своего друга, основателя фрилансового агентства Frontline Вона Смита. Он вынужден носить электронный браслет, ежедневно отмечаться в ближайшем полицейском участке, а также оставаться в темное время суток дома.