Члены комитета Госдумы по делам молодежи, состоящего преимущественно из единороссов, а также выходцев из различных провластных молодежных движений («Наши», «Россия молодая»), внесли в нижнюю палату парламента законопроект «О поддержке молодежных и детских общественных объединений». Под документом есть и подписи представителей ЛДПР и КПРФ.
В пояснительной записке к законопроекту изложены причины обеспокоенности авторов ситуацией с финансированием деятельности детских и молодежных организаций.
Из-за отсутствия механизмов взаимодействия с органами госвласти молодежь вынуждена обращаться за грантами к иностранцам, а несистемность проводимых мероприятий приводит к росту экстремистских настроений, предупреждают авторы, призывая создать условия, при которых детские и молодежные объединения будут заинтересованы в получении госрегистрации и внесении в специальный реестр.
Для создания стимулов к работе в официальном поле авторы документа хотят использовать факторы материально-технического характера и дать зарегистрированным организациям возможность искать у властей на всех уровнях «финансовой, имущественной и материальной поддержки». «Детские или молодежные объединения не могут наравне с другими общественными объединениями участвовать, например, в конкурсах и претендовать на получение финансовых или имущественных средств», — пишут авторы законопроекта, предлагая заменить эту систему государственными субсидиями, объем и правила предоставления которых власти на каждом уровне будут определять самостоятельно.
Поддержка должна оказываться тем организациям, которые реализуют «основные положения молодежной политики, с учетом направлений внешней и внутренней политики, обозначенных в послании президента Федеральному собранию».
На федеральном уровне приоритетные направления работы с молодежью и уровень господдержки будет определять правительство в лице Росмолодежи, на уровне субъекта федерации – региональные власти, а на муниципальном – местные. Главой профильного ведомства Росмолодежь в правительстве не первый год является основатель прокремлевского движения «Наши» Василий Якеменко. Во второй половине дня в понедельник пресс-служба Росмолодежи была недоступна для комментариев.
Помимо официальной регистрации для доступа к благам из госбюджета молодежным и детским объединениям, претендующим на работу на федеральном уровне, надо будет соответствовать требованиям по численности: в общероссийским объединении должно состоять не менее 500 человек, а в межрегиональном не менее 200.
Таким организациям придется выстраивать свою работу в рамках установленных законом тематических направлений. Их упомянуто немного, и занятий политической деятельностью, борьбы с произволом чиновников или правоохранительных органов перечень думского комитета не предусматривает.
Объединениям предлагается заниматься «гармоничным развитием творческих, интеллектуальных, научных и иных способностей детей и молодежи», «пропагандой здорового образа жизни, профилактикой курения, алкоголизма, наркомании», «развитием гражданственности и патриотизма, профилактикой ксенофобии», «воспитанием уважения к закону и нормам морали», «развитием уважения к культурным ценностям и традициям», «пропагандой семейных ценностей, профилактикой ранних сексуальных отношений между подростками», «развитием молодежно-студенческих трудовых отрядов», «социализацией инвалидов», «патронажным обслуживанием пожилых и престарелых людей», «участием в реализации летней оздоровительной кампании», «проведением мероприятий по охране окружающей среды и защите животных», «развитием международного сотрудничества».
В законопроекте особо отмечено, что предполагаемые деньги из госбюджета не достанутся детским и молодежным религиозным, студенческим и партийным организациям, так как их закон не касается.
Также парламентарии предлагают убрать минимальный возрастной порог для участия в работе детских организаций, который пока составляет 8 лет. По мнению депутатов, такая дискриминация нарушает права детей 7 лет и младше.
Один из авторов законопроекта, глава думского комитета по делам молодежи Павел Тараканов сказал «Газете.Ru», что работа над законопроектом велась около полугода по просьбе многочисленных молодежных организаций, которые не могут добиться поддержки своей деятельности, так как даже помещение чиновники им выделить не в состоянии без проведения конкурса, который, как правило, выигрывают коммерческие организации. На вопрос «Газеты.Ru» о непрозрачности принципов оказания господдержки детям и молодежи Тараканов заметил лишь, что если бы молодежные организации изначально не видели для себя смысла в принятии подобного закона, то не обращались бы в комитет с просьбой его разработать.
Директор фонда некоммерческих программ «Образ будущего», в прошлом активист различных молодежных оппозиционных движений Олег Козловский считает, что переход к системе субсидий не сделает систему получения государственных грантов прозрачной, и финансовые потоки так и останутся в руках активистов, имеющих личные контакты с чиновниками или пользующихся благосклонностью властей всех уровней. Частный сектор, говорит Козловский, опасается финансировать НКО, в том числе молодежные, если за ними не стоит официальная власть. «Гораздо правильнее было бы государству создать условия для развития частного финансирования, а не пытаться поставить в прямую зависимость от власти все существующие в России организации», — полагает он. А объем финансовой поддержки из-за рубежа в массовом сознании сильно переоценен, отмечает Козловский: речь идет разве что об оплате некоторых поездок из одного города в другой, покупке компьютера и т. д.
Большинство новых организаций в России, особенно молодежных, попросту не имеют возможности зарегистрироваться из-за огромного количества бюрократических барьеров и дороговизны всей процедуры, которая в среднем обходится в 30–40 тысяч рублей, считает активист движения «Свободные радикалы» и сопредседатель московского отделения «Солидарности» Всеволод Чернозуб. По его словам, гораздо более эффективным шагом было бы упрощение процедур регистрации общественных организаций, в том числе молодежных, упрощение ежегодной отчетности и уменьшение размера госпошлины.
Система грантов порочна, а система госсубсидий превращает общественную деятельность в бизнес, причем как для провластных, так и для независимых организаций, рассуждает Чернозуб. «Коррупция в этом секторе огромна, а до конечных адресатов, небольших организаций, которые ведут реальную работу, доходит лишь маленькая часть выделяемых средств», — резюмирует он.