Печерский райсуд Киева признал экс-премьера Юлию Тимошенко виновной в превышении полномочий при заключении контрактов на поставку российского газа на Украину в 2009 г. Решение оказалось максимально жестким: как и просило обвинение, Тимошенко приговорена к семи годам лишения свободы, выплате полутора миллиардов гривен (около $200 млн) ущерба, который, по версии суда, понесла Украина от невыгодного газового контракта, и конфискации недвижимого имущества. Отбыв срок, Тимошенко еще три года не сможет занимать руководящие должности.
Тимошенко, ее муж и дочь слушали приговор сидя, ее защитники, как принято, стояли. Тимошенко иногда переговаривалась с мужем и улыбалась, но на ее лице было заметно напряжение. Прямо во время оглашения приговора подсудимая медленно поднялась и заговорила, очевидно, в ближайшую телекамеру:
«Я хочу сказать, что я не согласна с этим приговором. С этим приговором и всеми репрессиями против граждан на Украину вернулся 37-й год».
Назвав происшедшее «тяжелым и очень ответственным моментом», экс-премьер призвала слушателей «не опускать рук и бороться». Сама Тимошенко намерена отстаивать свое доброе имя в Европейском суде по правам человека, который «отменит этот несправедливый приговор». В последнем политик не сомневается. «Сегодня всем стало понятно, что в стране правит диктатура. Умоляю вас объединяться вокруг гражданских организаций, оппозиционных сил, чтобы свергнуть эту авторитарную власть. С ней у нас будущего нет», — призвала Тимошенко. Сама экс-премьер также намерена продолжать политическую борьбу за «европейскую, сильную, демократическую и свободную» Украину, а свое доброе имя будет отстаивать в Европейском суде по правам человека, который, по ее мнению, «отменит этот несправедливый приговор». «Я своей позиции не изменю и буду с вами столько, сколько вам это будет необходимо», — пообещала Тимошенко. «Слава Украине!» — закончила экс-премьер.
В зале сделали вид, что ничего не происходит: суд продолжал читать текст приговора, зрители молчали, а женщина-пристав за спиной у подсудимой сохранила каменное выражение лица.
То, что приговор будет обвинительным, стало ясно с первых минут заседания, когда председательствующий Родион Киреев начал свою речь.
<3>
«Премьер с превышением власти лично утвердила директивы (на газовые переговоры с Россией в 2009 году)», — сказал судья.
Тимошенко своими действиями нанесла ущерб НАК «Нафтогаз Украины» в сумме полутора миллиарда гривен, продолжил судья, которого цитирует «Украинская правда». «Цена (на газ) была несоизмеримой с договоренностями, достигнутыми раньше», — прочел Киреев. Членов правительства Тимошенко в известность о своих действиях не ставила, объявил суд, сославшись на показания, данные в суде министром обороны в кабинете Тимошенко Юрием Ехануровым (был политическим оппонентом «оранжевых»).
Обстановка в Киеве еще накануне вынесения приговора накалилась Сторонники экс-премьера толпились у здания Печерского суда уже в 7.45 утра, когда доставили Тимошенко. Тут же был разбит лагерь и противников экс-премьера. Городские власти пытались подстраховаться и добились в Окружном суде Киева запрета на проведение массовых акций 11–12 октября. Были запрещены массовые мероприятия на улицах Крещатик, Институтская, Грушевского, Шелковичная, Лютеранская, на майдане Незалежности и Европейской площади, уточнила Мартыненко.
Очередь в зал стояла еще с полуночи. Утром только людям из этой очереди удалось попасть в зал, журналисты, пришедшие после 7.50, не смогли проникнуть даже во двор суда: охранявшие здание сотрудники милиции говорили, что ни там, ни в зале больше нет мест. Только во дворе суда нашли себе места депутаты Верховной рады.
Источник «Газеты.Ru», близкий к администрации Януковича, утверждает, что задачи посадить Тимошенко нет и сейчас, даже после такого приговора, есть задача ее «напугать».
«Срок может быть изменен в ходе кассации, — поясняет источник. — Решается также вопрос о том, чтобы все-таки принять закон о декриминализации статьи». Эту версию поддерживают и эксперты, опрошенные «Газетой.Ru». Приговор Тимошенко — «неокончательный и обжалованию подлежит», подтверждает украинский политолог Дмитрий Выдрин. «Запад окажет на Януковича жесткое давление, — предсказывает он. — Слишком сильно Тимошенко вмонтирована в геополитические игры». О том же говорит и замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его словам, решение судьи Киреева еще подлежит смягчению хотя бы потому, что «оно осложнит и без того непростые отношения Януковича с Евросоюзом».
Евросоюз не поверил в справедливость приговора и честность суда. Президент Европарламента Ежи Бузек испытывает «серьезные сомнения в отношении справедливости, независимости и прозрачности этого суда», — цитирует Бузека «Интерфакс». О приговоре он «глубоко сожалеет» и «надеется на пересмотр в ходе обжалования». Совместное заявление стран ЕС огласила представитель Еврокомиссии Майя Косьянчич, добавляет РИА «Новости».
«Суд не соответствовал международным стандартам в том, что касается справедливого, транспарентного и независимого юридического процесса, к чему мы неоднократно призывали в предыдущих заявлениях, — прочитала она. — Приговор, к сожалению, подтверждает, что правосудие применяется избирательно при политически мотивированных судебных преследованиях лидеров оппозиции и членов бывшего правительства».
Россия отреагировала на решение судьи Киреева жестко.
В заявлении МИД говорится, что «Печерский суд проигнорировал убедительные свидетельства того, что упомянутые газовые договоренности были оформлены в строгом соответствии с законодательством России и Украины и применимыми нормами международного права». Поэтому в министерстве отмечают «очевидный антироссийский подтекст во всей этой истории». «Тимошенко судили за действующие и никем не отмененные юридически обязывающие соглашения между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», - сообщает ведомство. — Искренне надеемся на то, что движению в этом направлении не помешают попытки в одностороннем порядке вывести ситуацию из согласованного правового поля. Договоры должны выполняться».
Премьер и возможный будущий президент России Владимир Путин, заключивший с Тимошенко те соглашения, за которые она получила 7 лет, прокомментировал приговор с известной издевкой и с сомнением в правильности вердикта:
«Семь лет — цифра такая: Сама по себе цифра хорошая. Я, правда, не очень понимаю, за что ей дали эти семь лет», - начал иронизировать Путин. Он напомнил, что сама премьер ничего не подписывала.
«Самое главное заключается в том , что эти контракты коммерческие. Контракты подписывались на уровне хозяйствующих субъектов в полном соответствии с законодательством России, Украины и международными нормами». По словам премьера, договоренности с Украиной такие же, как и с другими партнерами «Газпрома», рассчитанные по тем же формулам. «Ставить весь этот комплекс договоренностей под сомнение опасно и контрпродуктивно», — заметил премьер, находясь в Китае.
Приговор сам по себе не может привести к пересмотру газовых соглашений Путина и Тимошенко, а потому, несмотря на легкую критику из Москвы, он даже выгоден России, считает киевский политолог Олесь Доний: «Ухудшение связей Украины и Евросоюза поспособствует увеличению влияния России».