Кандидатура директора по России в совете национальной безопасности США Майкла Макфола на должность американского посла в Москве была официально внесена для утверждения в сенат конгресса в среду. Такое сообщение было размещено на сайте Белого дома.
Дата рассмотрения сенатом кандидатуры Макфола остается неизвестной.
О том, что Макфол сменит в посольском кресле нынешнего главу американской дипмиссии Джона Байерли, стало известно 29 мая. Российская сторона на эти известия ответила со сдержанным энтузиазмом. Источники РИА «Новости» заметили, что публично кандидатура посла между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, встречавшимися за пару дней до этого на полях саммита «большой восьмерки» в Довиле, не обсуждалась. «Но к Макфолу относимся хорошо», — отметил кремлевский собеседник агентства. По информации NYT, Медведеву сообщили о кандидатуре нового посла в ходе переговоров за закрытыми дверями.
Макфола считают одним из авторов политики «перезагрузки», предложенной Москве Вашингтоном в первой половине 2009 года.
Один из крупнейших специалистов по российским вопросам, до приглашения Обамы в 2009 году возглавить российское направление в Совете национальной безопасности Макфол никогда не занимал официальных постов. В 1994—1995 годах Макфол работал в Московском центре Карнеги, в 1996 году приглашался Александром Коржаковым для консультаций в команду Бориса Ельцина, а в 1998—2001 годах возглавлял «Программу российской внутренней политики» в головном офисе Карнеги в Вашингтоне. После этого Макфол работал в своей первой альма матер — Стенфордском университете.
Его политические взгляды, характеризующиеся сочетанием здорового прагматизма в духе «реалистической школы» внешней политики и приверженности инструментам «мягкой силы» (softr power) как единственно успешных для продвижения американских интересов и идеалов, сделали Макфола одним из главных защитников внешнеполитического курса нового президента.
В отношениях с Россией Макфол предложил Обаме отказаться от идеологического противостояния, характерного для второго срока президента Джорджа Буша-мл., сконцентрировавшись на тех областях, где сотрудничество возможно и взаимовыгодно, не забывая при этом о проблемных вопросах, например о российском вмешательстве в Грузии. До прихода в администрацию Обамы Макфол в своих монографиях и публичных выступлениях занимал куда более жесткие позиции, критикуя авторитарные тенденции в российском руководстве и приветствуя перемены в духе «оранжевой революции» на постсоветском пространстве.
Противники президента Обамы в сенате могут значительно усложнить прохождение кандидатуры Макфола. Для утверждения его в должности требуется 60 голосов, у демократов, включая независимых сенаторов, в верхней палате только 53 мандата.
Для утверждения Макфола республиканцы требуют первым делом от администрации Обамы объяснений, каким образом она собирается выстраивать с Москвой отношения в области противоракетной обороны. Противники Белого дома в сенате могут заблокировать утверждение Макфола: большинство республиканцев за редкими исключениями, например старшего представителя партии в сенатском комитете по иностранным делам Ричарда Лугара, встали в жесткую оппозицию курсу «перезагрузки». Сопротивление было настолько сильным, что ратификация верхней палатой нового договора о сокращении наступательных вооружений, который был заключен между Россией и США в Праге в апреле 2010 года, вылилась в настоящий торг.