Центризбирком Абхазии объявил итоги выборов президента, прошедших в пятницу. Об этом «Газете.Ru» сказал победитель гонки, новый глава частично признанной республики Александр Анкваб, добавив, что он набрал 54,8% голосов. Этого достаточно, чтобы победить в первом туре голосования.
Второе место занял премьер-министр Сергей Шамба с 21,04%. Замыкает список лидер оппозиции Рауль Хаджимба, за которого проголосовали 19,83% избирателей.
Новый президент сказал «Газете.Ru», что планирует укреплять отношения с Россией в рамках большого договора о дружбе и сотрудничестве, который с Дмитрием Медведевым заключил предшественник Анкваба Сергей Багапш.
Политологи называли Шамбу главным оппонентом Анкваба, однако тот провел крайне неудачную агитационную кампанию и в своем провале должен винить только себя и свой штаб, для работы в котором наняли российских политтехнологов, говорит абхазский политолог Инал Хашиг.
Приезжие провели кампанию без учета консерватизма и характерных особенностей абхазского общества, пояснил политолог. Шамба активно использовал наглядную агитацию, вся Абхазия пестрела баннерами «Шамба – наш президент». Его оппоненты к этому виду продвижения не прибегали, говорит Хашиг, и поступили правильно. Все три кандидата – люди известные и узнаваемые, а абхазское общество невелико и консервативно, ему претит лишняя демонстративность. Неудачным оказался и слоган «Шамба – наш президент», который многих привел в недоумение: во-первых, выборы были назначены в связи с весьма печальным событием – смертью действующего президента, а во-вторых, люди поняли, что Шамба, еще не будучи избранным, уже называет себя президентом, что не могло понравиться многим.
Кроме наглядной агитации штаб Шамбы активно использовал молодежь для участия в митингах в его поддержку, распространял символику с изображением кандидата и все тем же слоганом. «Слишком много пиара. В Абхазии не любят, когда выборы превращаются в шоу», — говорит Хашиг. Он считает, что Шамба и сам понимает причины своего провала, не пойдет на конфронтацию с Анквабом и, вполне возможно, останется премьером.
Хаджимба утверждает, что на выборах имели место фальсификации. По его мнению, основным способом фальсификации стали так называемые дополнительные списки избирателей, которые велись в каждом округе, чтобы проголосовать могли подставные лица, которые на самом деле в данном районе не проживают. Хаджимба говорит, что при помощи подобной технологии могли быть фальсифицированы 20–30% голосов в пользу Анкваба.
На этот раз выборы в республике были прозрачными, спорит директор Информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.
По словам эксперта, который общался с председателем центризбиркома Абхазии за три дня до выборов, нервическая обстановка в избирательной комиссии была вызвана именно поставленной задачей обеспечить максимальную прозрачность выборов и их профессиональную организацию. Политолог уверен, что такая установка напрямую исходила от властей Абхазии, которой после смерти президента Сергея Багапша в конце мая 2011 года руководил вице-президент Анкваб.
Москва на сей раз заняла взвешенную позицию, учтя ошибки 2004 года, говорит политолог, публично заявив с самого начала кампании о поддержке всех трех кандидатов, хотя и по ментальности, и по характеру Кремлю наиболее понятен фактический преемник Багапша Анкваб.
В прошлый раз, когда в Абхазии менялась власть, выборы привели к серьезному кризису. В 2004 году Багапш выиграл у Хаджимбы, на которого делали ставку Россия и бывший президент Владислав Ардзинба, возглавлявший республику 12 лет. Представители ЦИК Абхазии объявили, что на них было оказано давление, которое и привело к такому результату, а президент Ардзинба подписал указ о проведении повторных выборов. В результате сторонники Багапша заняли телецентр, а затем и комплекс правительственных зданий. Это едва не привело к государственному перевороту, а сторонники Хаджимбы заявили, что столкновения организованы грузинскими спецслужбами. Кризис был преодолен, Багапш стал президентом, а Хаджимба после переговоров был назначен вице-президентом.