Абхазия выбирает нового главу республики на внеочередных выборах. Прежний президент Сергей Багапш скончался от рака легких в конце мая. На пост президента претендуют три кандидата – это бывший вице-президент, и. о. президента Александр Анкваб, премьер-министр Сергей Шамба и оппозиционер Рауль Хаджимба. Избирательная кампания официально стартовала месяц назад. Тогда стало понятно, что серьезной конкуренции не избежать, несмотря на то что планы всех троих, как понятно из их интервью «Газете.Ru», во многом схожи. Наиболее консервативен Анкваб, который намерен максимально следовать курсу покойного Багапша. Все кандидаты настаивают на необходимости экономической независимости от России, но рассматривают ее как главного стратегического партнера.
Впрочем, Хаджимба требовал, чтобы по итогам выборов все трое могли образовать коалицию согласно набранным процентам, но Шамба категорически против. Он вообще считает, что руководство Абхазии должно максимально обновиться. Против коалиции выступает и Анкваб. Тем не менее все трое на старте кампании были убеждены, что в республике удастся провести прозрачные и честные выборы, и даже подписали соответствующий договор.
За неделю до выборов скандал все же разгорелся: на площади Сухуми было показано интервью министра обороны Грузии Тенгиза Китовани. Он заявил, что Анкваб сотрудничает с грузинскими властями. В 2004 году в том же обвиняли Багапша и его сторонников.
«То, что произошло сегодня в Сухуми, было ожидаемо. Мы знали, что штаб кандидата в президенты Сергея Шамбы готовит провокацию», — заявил на это Анкваб. Он считает, что Китовани «куплен незадорого». Хаджимба в интервью «Интерфаксу» сказал, что показ интервью является нарушением подписанной хартии, а в штабе Шамбы отрицали свою причастность к провокации.
Другим серьезным инцидентом стала авария, в которую попал кортеж Шамбы на горной дороге. Шамба оказался с травмами в больнице, а два его конкурента в связи с этой историей приняли решение отменить запланированные на тот же день публичные дебаты.
В прошлый раз, когда в Абхазии менялась власть, выборы привели к серьезному кризису. В 2004 году Сергей Багапш выиграл у Рауля Хаджимбы, на которого делали ставку Россия и бывший президент Владислав Ардзинба, возглавлявший республику 12 лет. Представители ЦИК Абхазии объявили, что на них было оказано давление, которое и привело к такому результату, а президент Ардзинба подписал указ о проведении повторных выборов. В результате сторонники Багапша заняли телецентр, а затем и комплекс правительственных зданий. Это едва не привело к государственному перевороту, а сторонники Хаджимбы заявили, что события организованы грузинскими спецслужбами. Кризис был преодолен только в декабре, а официально президентом Багапш стал в феврале. Хаджимба в результате переговоров был назначен вице-президентом.
Теперь Хаджимба уверен, что все обойдется.
«Сфальсифицировать выборы очень сложно, — заявил он «Газете.Ru». – Мы проведем спокойные выборы, народ очень этого хочет».
В том что серьезных инцидентов не будет, уверен и абхазский политолог, главный редактор газеты «Чегемская правда» Инал Хашиг. Он убежден, что после 2004 года, «когда едва не началась гражданская война, люди сделали выводы и не допустят подобного». Но результат, по его мнению, непредсказуем, потому что ни одного социологического опроса не проводилось: «абхазское общество слишком закрытое, чтобы говорить о своих предпочтениях».
Глава Центра изучения СНГ МГУ Алексей Власов отмечает, что в Абхазии почти нет наглядной агитации, а кандидаты больше сосредоточились на личных встречах с избирателями. Власов считает, что наиболее серьезные шансы на выборах у Анкваба, которого «поддерживает старшее поколение — те, кто поддерживал Багапша». Шансы Хаджимбы он оценивает как минимальные, но не исключает, что Шамба конкуренцию вице-президенту составить может, вплоть до второго тура. Россия, по мнению эксперта, сейчас заняла наблюдательную позицию и примет любой выбор абхазских избирателей, хотя Анкваб для российской стороны удобнее и привычней. Но источники «Газеты.Ru» в дипломатических кругах утверждают, что фаворит России все же Шамба, потому что у него наиболее серьезная из всех троих программа приобретения экономической независимости от России, в чем последняя заинтересована.
«Очень рассчитываем, что выборы пройдут в спокойной, демократической атмосфере, но с хорошим состязательным эффектом, — заявил на еженедельном брифинге официальный представитель российского МИД Александр Лукашевич. — Не сомневаемся, что, какой бы выбор ни сделал абхазский народ, этот выбор будет в том числе и в пользу дальнейшего развития дружественных отношений с Российской Федерацией».