Иран подал на Россию в Международный суд ООН из-за отказа поставлять зенитно-ракетную систему С-300. Совет Безопасности ООН в июне 2010 года одобрил введение санкций против Тегерана из-за его ядерной программы. Согласно резолюции Совбеза, были введены ограничения на поставку в Иран обычных вооружений.
«Юридически мы считаем, что отгрузка С-300 не входит в резолюцию Совбеза ООН. Мы направили свой иск, чтобы решение суда помогло России осуществить эти поставки, чтобы у России был юридический козырь», — заявил на пресс-конференции в Москве посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади в среду.
По его словам, Иран рассматривает вариант закупки С-300 через Венесуэлу, но только при согласии России. В 2010 году президент страны Уго Чавес заявил о намерении купить у Москвы комплексы, предназначавшиеся для Ирана. После этого Израиль попросил Вашингтон оказать давление на Кремль, чтобы эта сделка не состоялась, поскольку, по данным Тель-Авива, Чавес был намерен передать С-300 Тегерану.
«Когда экспортируется такое оборудование, то всегда возникают также сопутствующие вопросы о комплектующих, о послепродажном сервисе, а значит, это повлечет как минимум 20 лет сотрудничества. Через третью страну оно поэтому поставлено быть не может», — цитирует «Интерфакс» Саджади.
В 2007 году Москва и Тегеран заключили договор на поставку пяти дивизионов С-300, сумма сделки оценивалась примерно в $800 млн, но о заключении контракта стало известно позднее. При этом «Рособоронэкспорт» как поставщик не спешил с выполнением контракта. В начале 2009 года отношения между Москвой и Вашингтоном стали улучшаться, в марте было объявлена «перезагрузка». Примерно в это же время стало известно о заключении контракта на поставку С-300, при этом «Рособоронэкспорт» заявил, что не будет спешить с доставкой в Иран комплексов С-300, чтобы не помешать начавшемуся диалогу Кремля и Белого дома.
В итоге С-300 так и не были поставлены в Иран, а в июне 2010 года Совбез ООН ввел новые санкции против Тегерана, причем Россия голосовала за их введение. Практически сразу после принятия резолюции министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что С-300 — оружие оборонительное и не попадает под запрет Совбеза.
«Резолюция вводит ограничение на сотрудничество с Ираном по наступательным вооружениям, и оборонительные вооружения под эти ограничения не подпадают»,
— подчеркнул Лавров. Но в дальнейшем ситуация изменилась.
Спустя три месяца после принятия резолюции президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года». В числе систем вооружений, перемещение которых было запрещено из России в Иран, упоминалась и система С-300. В ответ Тегеран заявил о намерении обратиться в суд. Главы парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике Алаеддиа Боронджерд заявил, что в случае срыва контракта Иран обратится в суд и будет требовать компенсацию.
«Если у России существуют договорные обязательства, их нужно выполнять. Но дело в том, что есть и политическая составляющая. Она отражается и на международном праве: из-за изменившейся обстановки можно не выполнять условий заключенных соглашений. Это так называемый rebus sic stantibus (лат. — оговорка неизменных обстоятельств – «Газета.Ru»)», — объяснил «Газете.Ru» вице-президент Международного союза адвокатов, специалист по международном праву Ахмат Глашев. По его словам, несмотря на то что решение Совбеза о санкциях в отношении ООН носит юридический характер, по духу речь идет о вмешательстве в двухсторонние договоры.
«К сожалению, Совбез все чаще принимает политизированные решения и уходит от юридических норм»,
— отмечает Глашев.
Указ президента Медведева о запрете на поставку оружия Тегерану не распространяется на государство Иран, поясняет председатель правозащитной ассоциации АГОРА Павел Чиков, получивший научную степень за исследования в области международного права. Поэтому заявление о намерении обратиться в суд логичное. «Иран вправе обратиться в Международный суд на неисполнение Россией своих соглашений. С другой стороны, у России есть железобетонное основание невыполнения условий соглашения – санкции Совбеза», — объясняет Чиков. По его словам, в конечном счете речь в Международном суде может пойти о толковании резолюции ООН: подразумевает ли она под собой запрет на поставку в Иран комплекса С-300.
«На самом деле Международный суд за разъяснениям может обратиться в Совбез, поскольку по нормам международного права именно он рассматривает все вопросы, касающиеся мира и безопасности. Как ответит Совбез – так и будет»,
— пояснил Чиков. Некоторые трудности для России могут представлять только противоречивые мнения по поводу резолюции президента Медведева и главы МИД Лаврова. «Это только внутри России президент считается главой внешнеполитического ведомства, а министр иностранных дел его подчиненным. Для мирового сообщества оба считаются лицами, уполномоченными говорить от лица государства. Поэтому ссылаться на указ Медведева в данном случае довольно смешно», — отмечает Чиков.