Первый демонстрационный показ новейшего российского истребителя пятого поколения T-50 прошел на авиасалоне в Жуковском. Его принято также называть перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА).
Примерно в 16.00 мск два истребителя в защитной раскраске появились в небе перед зрителями МАКС-2011. Сначала самолеты, управляемые летчиками Романом Кондратьевым и Сергеем Богданом, на небольшом расстоянии другу от друга пролетели параллельно мимо трибуны зрителей, среди которых находился и премьер-министр России Владимир Путин, а затем разделились. Каждый из новейших истребителей начал демонстрировать фигуры высшего пилотажа. Вскоре перед зрителями остался только один T-50, за штурвалом которого находился Богдан. Вероятно, это был первый опытный образец истребителя пятого поколения, который провел свой дебютный полет еще в январе 2010 года. Еще минут десять летчик демонстрировал возможности T-50, после чего удачно приземлился.
Точная информация о характеристиках истребителя пятого поколения так и не обнародована, она держится в строгом секрете.
«Пока самолет дорабатывается, полная информация будет самое ранее через год-полтора», — сообщил «Газете.Ru» представитель одной из компаний, занимавшейся разработкой нового истребителя.
По его словам, российский истребитель надо сравнивать прежде всего с американским F-22 . «Пока точно можно сказать, что по ряду характеристик T-50 превосходит иностранные аналоги, прежде всего по маневренности. Система искусственного интеллекта также сильно удивит оппонентов», — рассказал собеседник. От ответа на вопрос, какие недостатки истребителя очевидны уже сейчас, собеседник уклонился:
«Рано говорить о недостатках, тем более полноценных испытаний самолета, с использованием всех его возможностей, по сути, не было.
Кое-что, безусловно, будет дорабатываться, например двигатель», — сказал он. Но собеседник добавил, что точно нет никаких проблем с малозаметностью самолета. «Эта задача успешно решена, что бы ни говорили некоторые эксперты», — отметил он. От ответа на вопрос о вооружении T-50 собеседник уклонился.
На данный момент единственным истребителем пятого поколения является американский F-22 Raptor, испытания которого проходили с 1997 года. На вооружение американской армии F-22 был принят в 2005 году. При его разработке была использована технология «стелс», его штатное вооружение было размещено во внутренних отсеках. Американцы при разработке самолета отказались от достижения максимальной маневренности в пользу достижения максимальных боевых качеств истребителя. По мнению Пентагона, быстрое развитие ракетных технологий может сделать уязвимым даже самый маневренный самолет. В настоящее время в Соединенных Штатах разрабатывают еще один истребитель пятого поколения – F-35. В данный момент он проходит испытания и ориентировочно должен быть принят на вооружение в 2016 году.
Накануне стало известно, что российский истребитель пятого поколения был испытан в воздухе 84 раза, об этом сообщила компания — разработчик самолета «Сухой».
Глава Объединенной авиационной корпорации Михаил Погосян рассказал, что до конца 2011 года будет выпущено еще два опытных образца T-50, а главком ВВС Александр Зелин выразил уверенность, что к 2015 году самолет уже будет передан в армию. «По крайней мере пока с ним никаких сложностей, отставаний от графика работ не возникало», — сказал накануне глава российских ВВС.
T-50 проведет еще несколько полетов на МАКС в открытые для посетителей дни — с пятницы по воскресенье, но для показа в статическом положении самолет пока будет закрыт, сообщил гендиректор компании «Авиасалон» Владимир Борисов. «В павильоне ОАК будет демонстрироваться только его макет», — отметил организатор авиасалона.
Идея создания отечественного тяжелого истребителя пятого поколения была сформулирована еще в конце 80-х годов. Но из-за экономического кризиса 90-х работы над ним были приостановлены. Они возобновились только в начале 2000-х годов, проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), его разработка была поручена конструкторскому бюро «Сухого». По предварительно названным срокам летные испытания истребителя должны были пройти в 2009 году, а в массовое производство он должен был быть запущен в 2015 году. Первый полет истребителя, который получил название T-50, состоялся в январе 2010 года. По словам военных, никаких внештатных ситуаций с истребителем не возникало, работы велись в рамках обозначенного графика. В марте 2010 года прошли первые летные испытания второго истребителя T-50, тогда же стало известно, что истребитель пятого поколения преодолел звуковой барьер.
Стратегическим партнером России в разработке истребителя пятого поколения стала Индия. Стороны еще в 2007 году подписали межправительственное соглашение о создании экспортного варианта ПАК ФА. Первоначально предполагалось, что участие Индии в самолете будет только финансовым, но затем индийцы взяли на себя разработку бортового компьютера и систем самозащиты. «Самолет Т-50 станет новейшим базовым самолетом не только для ВВС России, но и для Индии», — подтвердил глава Объединенной авиационной корпорации Михаил Погосян во вторник.